Гонконгский Трамвай

Фото. Терминал Happy Valley

ТРАМВАЙ

Гонконгский Трамвай (Hong Kong Tramways) - это одна из самых ранних форм общественного транспорта в метрополии. Сейчас им полностью владеет компания Veolia Transport RATP Asia. Маршруты трамвая растянулись по острову Гонконг между Шау Кхэй Вань и Kennedy Town с ответвлением на Happy Valley. В настоящее время это самый дешевый транспорт в городе.

Сами трамваи жители Гонконга называют Дин Дин ("Ding Ding" - 叮叮) по звуку колокола, который разгоняет зевак с путей при приближении вагона. Сейчас этот термин часто применяется для всей системы, и люди говорят вместо "поехать на трамвае" (搭電車) "сесть на дин дин" (搭叮叮).

ИСТОРИЯ

С ростом населения и бурным экономическим развитием колонии потребность в современной транспортной системе в Гонконге возникла еще в начале 1880-х годов. Но только 29 августа 1901 года Англия санкционировала строительство трамвая в колонии.

Фото. Кабина вагоновожатого

Кабина вагоновожатого

В 1902 году в Англии была основана компания Hong Kong Tramway Electric Company Limited, ответственная за строительство и управление трамвайной системой Гонконга. В конце того же года она была переименована в Electric Traction Company of Hongkong Limited. В 1903 началось строительство одноколейного пути от Kennedy Town до Козвей Бей, который позже был продлен до Шау Кхэй Вань.

В 1904 году в Англии были построены 26 вагонов для Гонконга. Затем их в разобранном виде доставили в колонию для окончательной сборки. Это первое поколение трамваев было одноэтажным. Десять из них предназначались для перевозки пассажиров первого класса, они были закрытыми посередине и могли перевести до 32 пассажиров. Остальные возили третий класс, они не имели крыши и брали на борт до 48 пассажиров.

Стоимость проезда пассажиров первого класса составляла 10 центов, а третьего - 5 центов. Изначально должен быть и второй класс, но затем оставили только первый и третий.

Фото. Гонконгский Трамвай

Гонконгский Трамвай

2 июля 1904 года вагон №16 покинул терминал для испытаний. После их окончания мистер Джонс (Jones), директор Департамента Общественных Работ, который находился в вагоне, объявил, что трамвай пригоден для эксплуатации.

30 июля 1904 года первый трамвай, который вела жена мистера Джонса, проехал от трам-парка до улицы Arsenal Street и вернулся обратно, взяв целую делегацию важных чиновников. Так гонконгский трамвай начал свою работу на улицах города. В том первом рейсе на борту был и сын Джонса, который звонил в колокол всю дорогу.

В 1910 году название компании Electric Traction Company было изменено на Hong Kong Tramways Company Limited.

В первые годы работы возникли определенные психологические проблемы с пешеходами вокруг, которые не могли осознать, что трамвай едет по рельсам, и стояли до последнего на путях, не понимая, что он не может отвернуть в сторону.

Фото. В вагоне трамвая

В вагоне трамвая

Другой проблемой стали местные кули (носильщики), которые поняли, что таскать свои повозки вдоль трамвайных путей легче, чем по дороге. К тому же они пытались провезти их в вагоне. Это вызывало задержки в движении и порчу имущества. Нарушителей стали штрафовать на 20 долларов или сажали в тюрьму на один месяц. В 1911 году был издан специальный закон, устанавливающий правила использования трамвая.

В те же годы, когда в Китае рухнула династия Цин, компания Hong Kong Tramways стала объектом антиколониальных протестных движений. Это было связано с решением не принимать к оплате за проезд китайские монеты, отчеканенные в Китае. Вызванные этим националистические чувства привели к бойкоту трамваев большей частью китайского населения Гонконга. В итоге, работа компании остановилась на несколько месяцев.

Но уже в 1912 году необходимость в увеличении пассажиропотока привела к введению в эксплуатацию 10 двухэтажных вагонов. Второй этаж был открытым и предназначался для первого класса. Но в дождливый сезон этот этаж был не популярен, поэтому в 1913 году его оснастили легкой крышей. В 1922 было построено кольцевое ответвление до ипподрома на Happy Valley.

Фото. Гонконгский Трамвай

Гонконгский Трамвай

В 1941 году началась японская оккупация. Тогда только 12 трамваев ходили от Козвей Бей до Западного Рынка. И хотя после освобождения Гонконга все 109 вагонов сохранились, всего 15 были в рабочем состоянии. Но уже к октябрю того же года отремонтировали 40 штук.

В августе 1949 года одноколейный путь был заменен на двухколейный. А с 1950-го года компания начала строить свои собственные трамваи. В 1965 году из-за роста пассажиропотока к двухэтажным вагонам стали цеплять еще один одноэтажный. В нем перевозили только первый класс.

В 1971 году компания Hong Kong Tramways стала принимать на работу кондукторами и вагоновожатыми женщин. А в 1972 отменили систему классов, и стоимость проезда стала для всех одинаковой. В 1974 году Hong Kong Tramways Limited была поглощена компанией Wharf Holdings.

Фото. Гонконгский Трамвай

Гонконгский Трамвай

В 1976 году появилась система оплаты, которую мы видим сейчас : в трамвае установили ящики для монет. Их смонтировали у переднего выхода около водителя. Пассажиры должны были бросать в них оплату за проезд, чтобы выйти из вагона. В задней части установили вращающиеся турникеты. Это нововведение привело к полному отказу от кондукторов, которых переучили на другие специальности.

В 2001 году в трамваях стали принимать для оплаты Octopus.

МАРШРУТЫ

Сейчас существует шесть маршрутов движения, которые перекрывают друг друга, так как ходят по одним путям от Kennedy Town до Шау Кхэй Вань. Также есть однопутное круговое ответвление вокруг ипподрома Happy Valley Racecourse. Здесь трамваи ходят только по часовой стрелке.

Маршруты :

  1. Shau Kei Wan - Western Market
  2. Shau Kei Wan - Happy Valley
  3. North Point - Shek Tong Tsui
  4. Causeway Bay - Shek Tong Tsui
  5. Happy Valley - Kennedy Town
  6. Shau Kei Wan - Kennedy Town

Как различить трамваи разных маршрутов? Это можно сделать по надписи на лобовой и задней части вагона, где указано название конечной остановки данного маршрута. Но так как все трамваи ходят по одним рельсам, а расстояние между остановками очень маленькое, то ошибка с выбором не критична - всегда можно пересесть на другой маршрут.

Карту маршрутов можно посмотреть на сайте Hong Kong Tramways.

ВРЕМЯ РАБОТЫ

Западное направление

Маршрут Первый - последний Понедельник - пятница Суббота Воскресенье и праздники
Shau Kei Wan - Western Market первый 05:58 06:01 06:02
последний 00:06 23:49 23:26
Shau Kei Wan - Happy Valley первый 05:46 05:56 05:56
последний 22:40 22:31 23:16
North Point - Shek Tong Tsui первый 07:00 07:00 07:00
последний 19:42 19:42 19:42
Causeway Bay - Shek Tong Tsui первый 05:48 06:25 06:03
последний 23:32 00:34 00:21
Happy Valley - Kennedy Town первый 05:45 05:53 05:52
последний 00:39 00:31 00:37
Shau Kei Wan - Kennedy Town первый 07:00 07:00 07:00
последний 19:10 19:10 19:10

Восточное направление

Маршрут Первый - последний Понедельник - пятница Суббота Воскресенье и праздники
Kennedy Town - Happy Valley первый 05:04 05:12 05:12
последний 00:00 23:49 23:58
Kennedy Town - Shau Kei Wan первый 06:40 06:40 06:40
последний 19:00 19:00 19:00
Shek Tong Tsui - Causeway Bay первый 05:16 05:50 05:30
последний 22:52 23:58 23:45
Shek Tong Tsui - North Point первый 06:00 06:00 06:00
последний 18:30 18:30 18:30
Western Market - Shau Kei Wan первый 05:55 06:00 06:02
последний 00:00 00:03 00:00
Happy Valley - Shau Kei Wan первый 06:27 06:41 06:42
последний 23:26 23:16 00:02

ОПЛАТА

В настоящее время плата за проезд составляет :

  1. взрослый - 2,3 HK$
  2. детский (от 3-х до 12-ти лет) - 1,2 HK$
  3. пожилые (65 лет и выше) - 1,1 HK$
  4. четырехдневный проездной - 34 HK$
  5. ежемесячный проездной - 200 HK$

Стоимость проезда не зависит от расстояния.