Такси

Фото. Гонконгское такси

ТАКСИ ГОНКОНГА

Этот вид транспорта прекрасно развит в Гонконге. Большинство такси владеют частники, хотя есть и целые компании. В настоящее время в городе работают 18,138 такси, из которых 15,250 - городское (красное), 2,838 - такси Новых Территорий (зеленое) и 50 - острова Лантау (синие). В среднем каждый день такси обслуживает около миллиона пассажиров.

ИСТОРИЯ

В начале колониальной эры единственным общественным транспортом в Гонконге были паланкины. Они лицензировались, и их услуги оплачивались в соответствии с установленными тарифами. Стоянки для паланкинов можно было найти у всех отелей, причалов и главных перекрестков Гонконга. Их количество достигло максимума в 1920 году, когда на дорогах города работало около 1,215 зарегистрированных перевозчиков.

Рикши в Гонконг впервые были завезены из Японии в 1870 году американскими бизнесменами, быстро став популярными, достигнув количества более 7000 в начале 20-го столетия. Рикши были более быстрыми, чем носильщики, но они не подходили для перевозок по крутым склонам острова Гонконг. Поэтому вплоть до введения в действие фуникулера в 1888 году богатые горожане продолжали пользоваться услугами паланкинов, чтобы добираться до более прохладных высотных поселений города.

Фото. Гонконгское такси

Гонконгское такси

Однако после Второй Мировой войны популярность рикш стала падать. Начиная с 1975 года, рикшам перестали выдавать новые лицензии, кроме того их запретили передавать по наследству и продавать. Еще некоторое время их можно было увидеть на Центральном Причале, где они работали для туристов, пока не исчезли вовсе. Паланкины же были запрещены еще в 1965 году.

В Гонконге такси по китайски обозначается 的士, что является транслитерацией кантонского слова "такси". Одним из пионеров этого вида транспорта в Гонконге можно считать У Цзуна (Wu Zung - 胡忠), владевшего в 1941 году 40 машинами, из которых 10 белых он сдавал в аренду правительству. Когда в декабре этого же года началась японская оккупация, он приостановил работу, но после войны продолжил свой бизнес уже с сотней машин.

Официально такси как вид транспорта было зарегистрировано правительством в 1947 году (в количестве 329 машин). К 1960 году они стали работать и на Новых Территориях, а количество машин увеличилось до 1026. К 1980 году их число приблизилось к 10,000.

ТАКСИ СЕЙЧАС

Сейчас услуги такси регулируются правительством Гонконга, включая и тарифы. Для работы в этой сфере необходима лицензия. Причем в 1998 году правительство территории прекратило выдавать новые лицензии, когда их число достигло 18,138. Существующие лицензии можно передавать или продавать. Например, цена за одну лицензию может достигать 5 миллионов HKD.

Фото. Гонконгское такси

Гонконгское такси

В 1960 году правительство разделило все такси на три типа в зависимости от района работы. Это было сделано для борьбы со скоплением такси в более зажиточных и густонаселенных районах и их нехватки в других. Все три типа могут работать на международный аэропорт и Диснейленд.

Городское такси (красное)

Красное такси работает на острове Гонконг, Коулуне и части Новых Территорий. Оно может также работать в районе Tung Chung острова Лантау, международном аэропорту Chek Lap Kok (Лантау) и Диснейленде, но ему запрещено ездить в остальные районы острова Лантау.

Такие такси могут подбирать пассажиров на Новых Территориях или Лантау только, если те возвращаются на Коулун или остров Гонконг. В остальных случаях они должны вернуться в свои районы сами для продолжения работы. Иногда можно увидеть такси с зажженным колпаком на крыше (что означает - свободно), но надписью "For Hire" закрытой табличкой "Out of Service" (не работает). Это означает, что водитель пытается найти клиента обратно через туннель на остров.

Такси Новых Территорий (зеленое)

Зеленое такси работает только в некоторых районах Новых Территорий, включая : Sha Tin, Tuen Mun, Yuen Long, Fanling, Sheung Shui, Pak Tam Chung, Tai Po, запад Ting Kau и север Chuen Lung, кроме острова Лантау, Tsang Tai Uk, Sai Kung, Tsuen Wan, Kwai Chung и Tsing Yi. Им разрешено обслуживать стоянки у Prince of Wales Hospital, Hin Keng Neighbourhood Community Centre, Chak On Estate, HKUST, Tseung Kwan O Hospital, Hang Hau Station, Tsing Yi Station и Tsuen Wan Station, которые определены, как пересадочные на красное такси. Хотя они могут обслуживать направления на аэропорт и Диснейленд, они не работают на Tung Chung и остальном Лантау.

Фото. Такси Новых Территорий

Такси Новых Территорий

Такси острова Лантау (синие)

Эти такси работают исключительно на юге острова Лантау, Tung Chung, аэропорт и Диснейленд, то есть очень маленькая территория. Хотя и количество таких такси невелико : всего 50 штук.

ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД

Каждое такси на крыше имеет колпак с надписью "TAXI", которое зажигается, если машина свободна для поездки. Кроме того за лобовым стеклом установлен знак "FOR HIRE", который также означает, что такси свободно.

Согласно закона в машине должна иметься на видном месте таблица с тарифами. Также эту таблицу можно увидеть и сравнить на государственном веб-сайте. Плата в гонконгском такси взимается в зависимости от пройденной дистанции и времени ожидания (все рассчитывается таксометром). Кроме того имеются дополнительные сборы за провоз багажа, проезд через туннели и мосты, за заказ такси по телефону.

Фото. Счетчики в такси

Счетчики в такси

Вдоль городских улиц, где остановка запрещена, выделены специальные зоны для посадки и высадки из такси. Обратите на это внимание! Как правило остановка запрещена вдоль улиц с одной желтой полосой с 7 утра до 7 вечера, а вдоль улиц с двойной желтой запрещена вообще.

Ниже приведена таблица тарифов на такси, взятая с официального веб-сайта.

Городское такси (красное)

Наименование Стоимость в HKD
Проезд
первые 2 км или часть их 22
каждые последующие 200 метров или каждый период ожидания в 1 минуту или часть их
если стоимость проезда не достигла 78 HKD 1,6
если стоимость проезда достигла 78 HKD 1
Дополнительные сборы
каждая единица багажа (за исключением легких вещей, провозимых в руках внутри салона) 5
кресло-каталка, перевозимая пассажиром-инвалидом бесплатно
каждое животное или птица 5
каждый заказ такси по телефону 5
Дополнительные сборы за проезд через платные туннели, дороги и зоны
туннель через бухту (Cross-Harbour Tunnel) сумма, уплаченная водителем за туннель + 10* HKD за обратный путь
восточный туннель (Eastern Harbour Crossing) сумма, уплаченная водителем за туннель + 15* HKD за обратный путь
западный туннель (Western Harbour Crossing) сумма, уплаченная водителем за туннель + 15* HKD за обратный путь
мост на остров Лантау (Lantau Link) 30
другие платные туннели, дороги и зоны сумма, уплаченная водителем

Примечание :
пассажир не обязан платить за обратный проезд по платным туннелям, если :
- такси взято на специальной стоянке такси, пересекающих бухту Виктория (cross-harbour taxi stand)
- конечная точка поездки не на другой стороне бухты

Такси Новых Территорий (зеленое)

Наименование Стоимость в HKD
Проезд
первые 2 км или часть их 18,5
каждые последующие 200 метров или каждый период ожидания в 1 минуту или часть их
если стоимость проезда не достигла 60,5 HKD 1,4
если стоимость проезда достигла 60,5 HKD 1
Дополнительные сборы
каждая единица багажа (за исключением легких вещей, провозимых в руках внутри салона) 5
кресло-каталка, перевозимая пассажиром-инвалидом бесплатно
каждое животное или птица 5
каждый заказ такси по телефону 5
Дополнительные сборы за проезд через платные туннели, дороги и зоны
мост на остров Лантау (Lantau Link) 30
другие платные туннели, дороги и зоны сумма, уплаченная водителем

Такси острова Лантау (синее)

Наименование Стоимость в HKD
Проезд
первые 2 км или часть их 17
каждые последующие 200 метров или каждый переод ожидания в 1 минуту или часть их
если стоимость проезда не достигла 143 HKD 1,4
если стоимость проезда достигла 143 HKD 1,2
Дополнительные сборы
каждая единица багажа (за исключением легких вещей, провозимых в руках внутри салона) 5
кресло-каталка, перевозимая пассажиром-инвалидом бесплатно
каждое животное или птица 5
каждый заказ такси по телефону 5

ПРИМЕЧАНИЯ

Дополнительная плата за багаж
к багажу, за который могут взять оплату относятся :
- каждая единица багажа, перевозимая в багажном отсеке;
- каждая единица багажа, перевозимая в салоне, но с суммой сторон (длина + ширина + высота) превышающей 140 см
- детские коляски относятся к багажу и их провоз оплачивается по правилам, приведенным выше
Квитанция
Все такси имеют оборудование для печати квитанции. Это нарушение, если водитель такси отказывается выдать квитанцию по требованию пассажира без веских причин. Если печать квитанции не возможна по техническим причинам, водитель должен написать ее от руки.
Сдача
Не является нарушением, если водитель такси не может дать сдачи с банкнот в 500 и 1000 HKD.
Octopus
К сожалению не все такси принимают оплату Octopus, поэтому имейте при себе достаточную для оплаты поездки наличность.

МАШИНЫ

Исторически, до 1960 годов в Гонконге в качестве такси использовались машины Standard, DeSoto Deluxe, Morris Oxford, Hillman Minx, Austin Cambridge, Mercedes W120 Ponton и Ford Anglia. Начиная с 1970-ых японские автомашины стали вытеснять европейские. Среди японских это Toyota Crown Comfort YXS10 и Nissan Cedric Y31 всегда были самые популярные.

Фото. Гонконгское такси

Гонконгское такси

Все такси в Гонконге имеют полукруглую табличку спереди и сзади, на которых указано количество мест для пассажиров. На протяжении долгого времени большинство гонконгских такси были 4-х дверными машинами с большим сиденьем спереди, что позволяло перевозить 5 пассажиров. В начале 1980-ых появились 4-х местные такси с маленьким салоном : Nissan Bluebird 910, Nissan Sunny B12, Toyota Corona (CT141) и Mitsubishi Lancer. Однако их производство было прекращено в середине 1990-ых. С тех пор и вплоть до 2008 года все такси в Гонконге могли перевозить 5 пассажиров. Но с 2008 года на улицах города появились новые Toyota Comfort на 4-х пассажиров.

Сейчас почти что все такси в Гонконге - это Toyota Comfort (YXS10) (более 99%). Осталось небольшое количество Nissan Cedric (Y31), так как Nissan прекратил их выпуск с конца 2005 года.

29 мая 2007 года прошла информация, что идут переговоры о поставке для такси машин TX4 London Black Cabs, изготовленных в Китае по лицензии (в Пекине такие уже есть). Скорей всего переговоры были не слишком удачны, так как в 2015 году автор не заметил ни одной такой машины.

Фото. Стоянка такси на улице баров и ресторанов Lockhart Road

Стоянка такси на улице баров и ресторанов Lockhart Road

Обратите внимание, что такси оборудованы ремнями безопасности. На торпеде перед передним пассажирским сиденьем наклеен стикер, который говорит, что если пассажир не пристегнулся ремнем :
- он совершает преступление
- водитель может отказаться его везти
- от пассажира могут потребовать оплатить проезд и покинуть машину

ТОПЛИВО

До конца 1990-ых все гонконгские такси работали на дизельном топливе, за исключением небольших машин, работавших на бензине. В 1996 году несколько машин стали работать на газе - это было частью правительственного проекта по использованию альтернативных топлив. Этот проект стал успешным, и, начиная с 1999 года, все новые такси заводской постройки работали на газе. Для ускорения замены дизельных машин на газовые с середины 2000-го до конца 2003-го правительство запустило программу по денежному стимулированию владельцев такси при покупке новых машин, работающих на газе.

С 1-го августа 2001 года был запрещен импорт дизельных такси в Гонконг, а с 1-го января 2006 года была запрещена и их эксплуатация. Поэтому сейчас все такси в Гонконге работают на газе.