Метро

Фото. Станция Централ

Метро - наиболее быстрый, удобный и относительно дешевый вид транспорта в Гонконге. Во многие места, которые указаны в путеводителях для туристов, можно добраться на метро. Это становится особенно актуальным в час пик, когда скорость передвижения на наземных видах транспорта сильно падает.

ИСТОРИЯ

В Гонконге местные и пригородные ж/д перевозки долгое время осуществлялись двумя компаниями : MTR Corporation (Mass Transit Railway Corporation) и KCRC (Kowloon Canton Railway Corporation). MTR Corporation владела семью линиями, включая Аэро Экспресс (Airport Express), а KCRC тремя пригородными линиями и системой легкого метро (LRT - Light Rail). 2 декабря 2007 года произошло слияние двух компаний, и теперь они работают под общим брендом MTR Corporation Limited (MTRCL).

Сеть линий MTR

Можно сказать, что начало MTR было положено в 60-ые годы прошлого века, когда британское правительство Гонконга осознало необходимость в системе метро для одного из самых густо населенных городов мира. Был разработан план, включавший 4 линии, которые должны были проходить как сегодняшние Kwun Tong Line, Tsuen Wan Line, Island Line и будущая Shatin-Central Link. Было достигнуто соглашение с компанией Japanese Conglomeration, по которому она должна была построить, а затем и эксплуатировать будущее гонконгское метро. Но в середине 70-х разразился кризис, и Japanese Conglomeration отказалась от участия в проекте. Тогда гонконгское правительство решило осуществить его самостоятельно, для чего была создана государственная Mass Transit Railway Corporation (MTR).

Фото. На некоторых станциях есть бесплатный интернет и WiFi

На некоторых станциях есть бесплатный интернет и WiFi

Первые три линии из правительственного плана были проложены между 1979 и 1985 годами, а строительство East Kowloon Line (Shatin-Central Link) было отложено из-за грандиозного проекта нового аэропорта, который был закончен в 1998 году, включив в себя линию Аэро Экспресс (Airport Express), первую в мире ж/д линию, предназначенную исключительно для обслуживания аэропорта, а также новую линию метро - Tung Chung Line.

В 2002 году сеть метро MTR расширилась : была открыта линия Tseung Kwan O Line, а в 2009 году к ней добавили дополнительную ветку. И, наконец, в 2005 году была открыта единственная в мире линия метро для Диснейленда - Disneyland Resort Line, который был открыт в том же году.

Сеть линий KCRC

Строительство железной дороги Коулун - Кантон (Kowloon-Canton Railway) началось в 1906 году и закончилось в 1910. Эта одноколейка с поездами сначала на паровозной, а затем и дизельной тяге соединила Гонконг и Гуанчжоу, столицу провинции Гуандун в Китае, расположенную на расстоянии около 100 км от Гонконга (Кантон (Canton) - это искаженное название Гуанчжоу). Так было до 1982 года, когда была проложена вторая колея и завершилась электрификация всей линии. При этом ее гонконгская часть превратилась в пригородную электричку East Rail Line с дополнительными станциями. Она заканчивается на станции Lo Wu, где пассажиры могут попасть на территорию Китая и пересесть на метро Шэньчжэня.

Фото. Поезд линии East Rail Line, бывшей Kowloon-Canton Railway

Поезд линии East Rail Line, бывшей Kowloon-Canton Railway

В конце 1990-ых KCRC начала строительство линий West Rail Line и Ma On Shan Rail Line, которое завершилось в 2003 и 2004 году соответственно. Эти линии соединили пригороды Гонконга с его центром. 16 августа 2009 года открылась ветка до станции Hung Hom, где две системы метро получили еще одну точку пересечения.

В начале 2003 года началось строительство второй ветки метро Lok Ma Chau Spur Line (между станциями Lok Ma Chau и Sheung Shui), соединившей гонконгское метро с метро Шэньчжэня в еще одном месте. Эту линию длиной 7,4 км открыли 15 августа 2007 года. Ее особенность - большое количества туннелей и мостов.

Как говорилось выше в 2007 году компания KCRC слилась с MTR.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

В Гонконге знаки входа в метро выглядят как русская буква Ж белого цвета на красном круге. Кроме того, синие стрелки с таким символом указывают направление к ближайшей станции. На входе каждой станции указано время ее работы и время первого и последнего поезда. К сожалению, линии гонконгского метро называются не по номерам, как например в Пекине, поэтому рекомендуется держать при себе схему метро - запомнить названия линий на китайском практически невозможно.

Фото. Вход на станцию метро

Вход на станцию метро

После того, как вы вошли на станцию, обратите внимание на табло над вашей головой. Если станция достаточно большая, например являясь частью торгового центра, то путь к платформам будут указывать знаки "Trains" без конкретизации линии. На подходе к платформам появятся указатели с названием конкретной линии и даже направлением движения, если платформы разведены. Далее вы должны пройти турникеты и выйти на платформу, для чего необходимо приобрести билет или воспользоваться проездным. Подробно об этом рассказывается ниже.

После турникетов нужно выяснить, в какую сторону ехать. Так как на знаках направлений движения указаны конечные станции линии, которые вам вряд ли нужны, то что бы определиться с платформой, можно завести отдельную карту метро и носить ее с собой. Далее по карте найдите конечную станцию линии, по которой вы в данный момент будете ехать в направлении вашей станции назначения или пересадки. Теперь, спускаясь или поднимаясь на платформу, найдите знак со стрелками и названием конечной станции линии. Перейдите по стрелке на нужную сторону платформы.

Обратите внимание, что каждая платформа имеет свой номер (нумерация платформ одной станции сквозная). Номер платформы нарисован на фоне круга, цвет которого соответствует цвету линии на карте метро MTR. Причем свой номер имеет каждая сторона платформы. На станциях гонконгского метро есть и другие знаки, схемы и планы, по которым можно узнать направление. Есть они и внутри вагонов. Но лучше это сделать заранее, пока вы спускаетесь в метро.

Фото. Турникеты

Турникеты

Попав на платформу, встаньте около стеклянной двери (если станция оборудована такими) или около знаков на полу, которые показывают, где будет дверь в вагон после остановки поезда. В гонконгском метро заходят и выходят в вагон одновременно. Заходят с боков, а выходят по центру. На полу есть соответствующие стрелки.

В вагонах объявления делаются как на китайском, так и английском языке. На самих станциях установлены мониторы с информацией об оставшемся времени до прибытия ближайшего поезда.

Доехав до нужной вам станции, необходимо найти соответствующий выход, так как на каждой станции их несколько. Здесь надо отдать должное владельцам MTR - на платформах имеются прекрасные карты районов вокруг станций с фотографиями основных достопримечательностей. Так что даже не зная английского, выход найти не проблема.

Все выходы одной станции носят буквенное обозначение, иногда с дополнительными цифровыми индексами. Буквы нарисованы на фоне синих квадратов. Выйдя из вагона поезда, подойдите к карте станции и района вокруг нее, найдите на ней нужную вам достопримечательность (по фотографии или названию) и определите, какой выход находится около нее. Далее просто поднимите голову и на табло, подвешенных под потолком, найдите указатель направления к вашему выходу.

ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД И ПОКУПКА БИЛЕТА

В гонконгском метро принята система оплаты проезда в зависимости от расстояния. Что бы пройти через турникеты, надо купить одноразовый билет или завести проездной.

Фото. Билетные кассы (Customer Service Centre)

Билетные кассы (Customer Service Centre)

Одноразовый билет (Single Journey Ticket) на самом деле представляет собой магнитную карту. Купить ее можно в автомате или в билетной кассе (Customer Service Centre). Как пользоваться автоматом показано здесь. Автоматы принимают монеты и банкноты - номинал указан на автомате. Как правило это монеты 50 центов, 1, 2, 5, 10 долларов и банкноты 10 и 20 долларов.

Купив билет, пройдите к турникетам и вставьте его в специальную щель. Билет исчезнет и выскочит вновь уже из другой щели турникета. Заберите билет и пройдите на платформу. Билет не выкидывайте - он понадобится на выходе. После поездки пройдите к турникету и вставьте билет в специальную щель. Турникет проглотит билет и выпустит вас с платформы. Проходите через те турникеты, которые обозначены зелеными стрелками. Учтите, что не все турникеты оборудованы терминалами (щелью) для одноразовых билетов - те, что его имеют, окрашены в зеленый цвет и на них нарисованы эти одноразовые билеты. Одноразовые билеты действительны только на день покупки.

Для детей возрастом от 3 до 11 лет, а также для пожилых людей старше 65 лет предусмотрены скидки при покупки билетов.

Фото. Лицевая сторона одноразового билета

Лицевая сторона одноразового билета

Второй вариант оплаты проезда - покупка проездного - "Octopus", который также представляет собой пластиковую карту. Есть несколько типов этой карты, но самой подходящей для приезжего будет On-Loan (предоставленная в аренду) карта. Стоимость "взрослого" Octopus составляет 150 HKD, из которых 15 HKD - стоимость карты, 35 HKD - "минус", в который вы можете уйти, 100 HKD - первоначальный взнос, который можно тратить. Детская карта (для детей от 3 до 11 лет) обойдется вам в 70 HKD.

Эта карта продается на всех станциях метро, а также в аэропорту. Ее всегда можно вернуть обратно в билетных кассах (Customer Service Centre), получив обратно свои деньги и депозит. Если вы возвращаете карту в течении 90 дней после покупки, то с вас удержат 9 HKD, если карта повреждена, то с вас удержат уже 30 HKD. Octopus действителен в течении 1000 дней с последнего добавления денег. Если прошло больше времени, карта деактивируется. Но вы всегда можете активировать ее вновь, даже если прошло много лет - все деньги сохраняются.

Пополнить карту можно в кассах или в специальных автоматах. Инструкция для автомата находится здесь. Кроме этого, положить деньги на Octopus можно во множестве сетевых магазинов города. Список здесь, из которого стоит отметить 7-Eleven, Wellcome и Mc'Donalds.

Фото. Лицевая сторона проездного Octopus

Лицевая сторона проездного Octopus

Проездной билет при проходе через турникет прикладывается к сканеру (Octopus принимают все турникеты). При выходе со станции вы снова должны приложить проездной к сканеру. Узнать баланс проездного можно с помощью специальных автоматов, которые, кроме того, показывают последние транзакции, а также заработанные бонусные очки.

Итак, что предпочесть - одноразовые билеты или проездной? Если при поездки в Шанхай или Пекин можно порассуждать, что лучше, то в Гонконге выбор однозначный - только Octopus. Он является частью жизни в этом городе, им оплачивается практически весь транспорт, а также многое другое, например поход на скачки и поездка на фуникулере на Пик.

Небольшой особенностью по части покупки билетов обладает линия Airport Express. Проезд по ней также можно оплатить Octopus, но для покупки одноразовых билетов имеется специальные билетные автоматы на станциях этой линии. То есть приобрести билет на Airport Express на других станциях гонконгского метро нельзя.

Фото. В поезде линии Tung Chung Line

В поезде линии Tung Chung Line

Также хочется отметить линию East Rail Line. Это единственная ж/д линия в Гонконге, предоставляющая первый класс обслуживания в общественном транспорте. Один из вагонов каждого поезда переоборудован под первый класс : в нем установлены более мягкие и широкие сиденья. Тем не менее это не спасает от стояния во время часа пик.

Стоимость проезда в таком вагоне в 2 раза выше, чем в обычном. Расположение вагонов первого класса можно найти по стрелкам на платформе. Для поездки в таком вагоне вы должны купить билет первого класса в билетном автомате на линии East Rail Line или в любой билетной кассе на других линиях. Если у вас есть Octopus, то кроме первого считывания на входе в метро, вы должны приложить его к одному из специальных сканеров, которые расположены как на платформах самих станций, так и на входе в вагон первого класса со стороны тамбура (если вы решили сменить класс уже в пути).

Как это делается описано на этой страничке. Учтите, если вас поймают в вагоне первого класса без специального билета или без прохождения карт-ридера, вам придется заплатить 500 HKD.

Фото. Билетные автоматы

Простые билетные автоматы

Как пользоваться билетными автоматами Airport Express рассказывается здесь.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Горячая линия :
2881 8888
Сайт :
www.mtr.com.hk
www.octopus.com.hk

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИНИИ ГОНКОНГСКОГО МЕТРО

Сейчас в работе находятся 10 линий метро : Disneyland Resort Line, East Rail Line, Island Line, Kwun Tong Line, Ma On Shan Line, Tseung Kwan O Line, Tsuen Wan Line, Tung Chung Line, Tung Chung Line, Airport Express и South Island Line. Время начала работы линий и окончание работы приведены ниже.

Расписание работы метро

Sunny Bay - Disneyland Resort - - 06:15 (первый) - 00:45 (последний)
Disneyland Resort - Sunny Bay - - 06:20 (первый) - 00:40 (последний)
Hung Hom - Lo Wu - - 05:30 (первый) - 23:07 (последний)
Hung Hom - Lok Ma Chau - - 05:35 (первый) - 21:35 (последний)
Hung Hom - Sheung Shui - - 05:30 (первый) - 00:28 (последний)
Lo Wu - Hung Hom - - 05:55 (первый) - 00:30 (последний)
Lo Wu - Lok Ma Chau - - 05:55 (первый) - 22:02 (последний)
Lok Ma Chau - Hung Hom - - 06:38 (первый) - 22:55 (последний)
Lok Ma Chau - Lo Wu - - 06:38 (первый) - 22:55 (последний)
Kennedy Town - Chai Wan - - 06:00 (первый) - 00:50 (последний)
Chai Wan - Kennedy Town - - 05:55 (первый) - 00:35 (последний)
Whampoa - Tiu Keng Leng - - 06:10 (первый) - 00:40 (последний)
Whampoa - Kwun Tong - - 06:10 (первый) - 01:00 (последний)
Tiu Keng Leng - Whampoa - - 06:07 (первый) - 00:22 (последний)
Tiu Keng Leng - Choi Hung - - 06:07 (первый) - 01:06 (последний)
Tiu Keng Leng - Kwun Tong - - 06:07 (первый) - 01:15 (последний)
Tuen Mun - Wu Kai Sha - - 05:45 (первый) - 00:09 (последний)
Tuen Mun - Hung Hom - - 05:45 (первый) - 00:15 (последний)
Wu Kai Sha - Tuen Mun - - 05:38 (первый) - 23:54 (последний)
Wu Kai Sha - Hung Hom - - 05:38 (первый) - 00:14 (последний)
Wu Kai Sha - Tai Wai - - 05:38 (первый) - 00:39 (последний)
North Point - Po Lam - - 06:13 (первый) - 01:12 (последний)
North Point - LOHAS Park - - 06:13 (первый) - 01:12 (последний)
Po Lam - North Point - - 06:00 (первый) - 00:50 (последний)
Po Lam - LOHAS Park - - 06:00 (первый) - 00:50 (последний)
LOHAS Park - Po Lam - - 05:57 (первый) - 00:48 (последний)
LOHAS Park - North Point - - 05:57 (первый) - 00:48 (последний)
Central - Tsuen Wan - - 06:06 (первый) - 00:54 (последний)
Tsuen Wan - Central - - 06:00 (первый) - 00:30 (последний)
Hong Kong - Tung Chung - - 06:01 (первый) - 00:50 (последний)
Tung Chung - Hong Kong - - 06:02 (первый) - 00:43 (последний)
Hong Kong - Asia World Expo - - 05:50 (первый) - 00:48 (последний)
Asia World Expo - Hong Kong - - 06:00 (первый) - 00:45 (последний)
Admiralty - South Horizons - - 06:11 (первый) - 01:05 (последний)
South Horizons - Admiralty - - 06:00 (первый) - 00:42 (последний)