Городские Автобусы

Фото. Автобусы Гонконга

ИСТОРИЯ

История автобусного сообщения в Гонконге началась еще в 1920-е годы, когда появились несколько компаний, основавших автобусные маршруты на обеих сторонах бухты Виктори. Среди этих операторов были : Kowloon Motor Bus, China Motor Bus, Hong Kong Tramways, Hong Kong & Shanghai Hotels Limited, Aberdeen Kai Fong Hotel и Hong Kong Hotels.

С 1933 года правительство стало лицензировать этот вид деятельности, но лицензии получили только две компании : Kowloon Motor Bus (KMB) в Коулуне и China Motor Bus (CMB) на острове. Остальные вынуждены были остановить свою деятельность и продать автобусы этим двум операторам.

Во время оккупации японцы безуспешно пытались наладить автобусное сообщение на острове, но из-за нехватки топлива и запасных частей им это сделать не удалось. Ограниченные ресурсы привели не только к резкому сокращению маршрутов, но и к появлению повозок на конной тяге.

Фото. Реклама на автобусах

Реклама на автобусах

После окончания Второй Мировой Войны восстановление автобусного движения Гонконга стало приоритетной задачей для англичан. До того, как новые автобусы были привезены на остров, и KMB и CMB вынуждены были использовать переделанные грузовики для перевозки пассажиров. Только в конце 1950-х годов эти грузовики были заменены на нормальные автобусы.

Возвращение в Гонконг после войны большого количества людей, а также волна эмиграции из Китая после образования КНР в 1949 году привели к резкому росту потребности в больших автобусах. В 1949 году компания Kowloon Motor Bus в качестве эксперимента закупила 20 двухэтажных автобусов Daimler CVG5. Успех был просто потрясающим, и до 1970-х в Гонконг было поставлено еще более 1000 машин этой марки.

В отличии от KMB, China Motor Bus использовала большей частью одноэтажные автобусы. Это было вызвано тем, что двигатели Gardner двухэтажных автобусов не вытягивали на холмистых дорогах острова с большим уклоном. К тому же и рост населения на острове был не такой большой и более предсказуем. Компания CMB стала сотрудничать с автозаводом Wolverhampton Corporation Transport из Англии, который производил для нее автобусы Guy Arab.

Фото. Автобусы Гонконга

Автобусы Гонконга

В 1960-е развитие Гонконга было практически бесконтрольным, что привело к появлению множества густонаселенных районов по всей территории, например Wong Tai Sin, Kwun Tong и Chai Wan. Соответственно должна была расти и сеть автобусного сообщения. KMB, в отсутствии каких-либо правил на этот счет, решила на свой страх и риск заказать двухэтажные автобусы длиннее чем 30 футов. И вскоре эти бегемоты стали доминировать на улицах Коулуна.

С той же проблемой растущего пассажиропотока столкнулась и компания CMB на острове. Но эту проблему усугубляла холмистая местность острова, о чем говорилось выше. В итоге перевозчик заказал 40 одноэтажных автобусов длиной 36 футов в надежде компенсировать отсутствие второго этажа длиной автобуса. Однако это было неудачное решение : автобусы были слишком длинные для короткой колесной базы в 22 фута : при отсутствии второго этажа в качестве усиления автобус просто гнулся, а его перед и зад болтались вверх и вниз на колдобинах. В итоге эти автобусы проработали на дорогах острова всего 10 лет, пока их не обрезали до стандартной длины в 30 футов. В 1963 году China Motor Bus наконец получила двухэтажные автобусы Dennis Loline III для эксплуатации на острове Гонконг.

Интересно отметить, что в то время кроме водителя и кондуктора на борту был еще один человек, в чьи обязанности входило закрывать и открывать двери автобуса на остановках. Но вскоре обе компании поняли, что это обходится им слишком дорого, и двери автобусов стали оборудовать пневматическим приводом.

Фото. Красные минибасы на улице Тхун Чхой Стрит

Красные минибасы на улице Тхун Чхой Стрит

Если возникновение и развитие компаний KMB и CMB было логичным и более менее планомерным, то появление такого явления, как минибасы (Public Light Bus), стало волей случая. В 1967 году коммунистические беспорядки привели к полной остановке автобусного движения, из-за угроз персоналу. Сообщение медленно восстановилось только в начале 1968 года, но этот перерыв привел к бурному расцвету нелегальных (но в то же время очень необходимых) перевозок с помощью микроавтобусов. Позже власти узаконили этот вид транспорта, и сейчас он является неотъемлемой частью жизни Гонконга.

ТИПЫ АВТОБУСОВ

Обычные автобусы

По другому их можно назвать "работающие по франшизе" (franchised bus). Это обычные рейсовые автобусы, обслуживающие Гонконг, Коулун, Новые Территории и Лантау. Их маршруты и плата за проезд строго определены. В настоящее время на этом рынке перевозок работают пять компаний.

Kowloon Motor Bus Company Limited (KMB)
работает на Новых Территориях и Коулуне. Этот оператор является одним из крупнейших частных автобусных перевозчиков мира. Всю информацию о маршрутах, графиках движения и оплате можно получить на официальном сайте : www.kmb.hk . Здесь же можно скачать мобильное приложение для смартфона.
Фото. Автобус S1

Автобус S1

Long Win Bus Company Limited (LWB)
действует на направлениях, связанных с Аэропортом (на подобие Cityflyer). Данная компания, как и KMB, входит в холдинг Transport International Holdings, поэтому всю информацию по маршрутам вы можете узнать не только на ее родном сайте www.lwb.hk, но и на сайте KMB и в ее мобильном приложении (фактически при поиске маршрутов на сайте LWB вас будут отсылать на сайт KMB).
Citybus Limited
компания в основном работает на острове Гонконг, а также в аэропорту. Среди самостоятельных туристов она известна маршрутом S1, одного из звеньев самого дешевого способа добраться до аэропорта и обратно. Кстати, на этом же маршруте работает и LWB. Обратите внимание, что автобусы-аэроэкспрессы Cityflyer являются частью этой компании. У компании также есть свой сайт www.nwstbus.com.hk и мобильное приложение.
New World First Bus Services Limited
эта компания обслуживает в основном маршруты на острове Гонконг, немного в Коулуне и Tseung Kwan O. Как и Citybus Limited, она входит в холдинг Chow Tai Fook Enterprises NWS Holdings, поэтому всю информацию о маршрутах вы можете почерпнуть на том же сайте или из мобильного приложения.
Фото. Автобусы Гонконга

Автобусы Гонконга

New Lantao Bus Company Limited
это автопредприятие работает практически только на острове Лантау. Она, как и две компании выше, входит в холдинг Chow Tai Fook Enterprises NWS Holdings. Всю информацию о маршрутах можно узнать на сайте www.newlantaobus.com. Автобусы этой компании являются более дешевой альтернативой канатной дороги до статуи Большого Будды и Монастыря По Линь.

Минибасы (Public light bus)

Данные автобусы работают там, где это невыгодно большим компаниям, или где большие машины просто не могут проехать физически. Легкие автобусы можно поделить на две большие группы : Зеленые Минибасы (Green Minibus - GMB) и Красные Минибасы (Red Minibus - RMB). Различить эти автобусы, судя по названию, можно по цвету, а точнее по цвету крыши.

Их принципиальное отличие состоит в том, что зеленые автобусы работают на утвержденных маршрутах и по строгим тарифам и графику. Владельцы красных автобусов в этом плане ни чем не ограничены и ездят везде, где нет специальных запретов, а плату устанавливают в зависимости от спроса на свои услуги. Соответственно, не все красные минибасы оборудованы терминалом оплаты Octopus.

Фото. Зеленый минибас на Стэнли

Зеленый минибас на Стэнли

В плане организации своих маршрутов по Гонконгу принимать в расчет красные минибасы не стоит, поскольку выяснить их график движения и маршрут сложно. Всю информацию по зеленым минибасам, а также другим видам транспорта можно получить на правительственном сайте hketransport.gov.hk. Там же можно скачать мобильное приложение.

Другие категории автобусов

К ним можно отнести :

Туристические автобусы
Автобусы отелей, которые обычно используются, чтобы отвезти постояльцев к ближайшей станции метро или в аэропорт.
Автобусы корпорации MTR, которые подвозят жителей к станциям метро.
Школьные автобусы
Служебные автобусы
Автобусы микрорайонов

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

Все автобусные остановки в Гонконге обозначаются специальными знаками, которые имеют разный дизайн в зависимости от компании. Как правило знак включает номер автобуса, маршрут и расписание. Обращайте внимание на расписание, многие маршруты не работают по субботам и воскресеньям, и наоборот, другие действуют только по выходным.

Фото. Знаки автобусной остановки разных компаний

Знаки автобусной остановки разных компаний

Учтите, что знаки остановок минибасов могут выглядеть просто, как дощечка с написанным на ней от руки номером маршрута без названия остановки и расписания. Автор встречал подобное во время похода по Кам Тинь.

Если автобус оборудован двумя дверьми, то та, через которую нужно заходить, отмечена либо иероглифом 上 наверх, либо словом UP или картинкой с поднимающимся по ступенькам человеком. Пройдя в нужную дверь, вы должны сразу оплатить проезд : либо Octopus, приложив его к сканеру, либо наличностью в специальную кассу. Сколько платить, высвечивается на мини табло у сканера Octopus. Обратите внимание, как правило на нем две цифры : одна - плата за взрослый билет, вторая - для детей и пожилых людей (она в два раза меньше). Помните, водитель сдачи не дает.

Узнать стоимость проезда можно на сайтах компаний. А стоимость проезда в минибасах на правительственном сайте.

После оплаты проезда вы должны пройти внутрь салона или подняться на второй этаж. Стоять на втором этаже, а также на лестнице запрещено. Кстати это относится и к минибасам - они рассчитаны только на 16 сидячих мест, поэтому очереди, которые вы увидите на остановках, это не просто образец организованности местных жителей, а возможность уехать на ближайшем автобусе. Так что не забывайте занимать очередь на посадку, не стойте в стороне.

Фото. Сканер для Octopus и стоимость проезда, касса для мелочи - справа

Сканер для Octopus и стоимость проезда, касса для мелочи - справа

Во время поездки на автобусе желательно отслеживать ваши перемещения и заранее предупреждать водителя о необходимости выйти. Это можно сделать, нажав на одну из кнопок, во множестве установленных по салону. Обратите внимание, в мобильных приложениях, о которых говорилось выше, есть функция напоминания о приближении к отмеченной вами остановке (смартфон должен иметь GPS/GLONASS).

Ну и еще немного о минибасах. Интересной особенностью этих машин является табло в салоне, на котором показывается скорость движения. Подразумевается, что сознательные граждане укажут водителю на превышение скорости.