Экскурсия по Шау Кхэй Вань

Фото. Открытый рынок Кхам Ва Стрит

Шау Кхэй Вань (Shau Kei Wan - 筲箕灣) - район на северо-востоке острова Гонконг. Шау Кхэй в буквальном переводе с кантонского означает "корзина для просеивания риса", а Вань - "бухта", "залив". Такое название связывают с формой гавани, ведь на старых фотографиях и картах она очень напоминала по форме корзину, пока мелиорационные работы не изменили береговую черту до неузнаваемости.

Правда есть еще две версии возникновения такого названия. Говорят, что в конце династии Южная Сун один человек по имени Чхён Чхунь (Cheung Chun - 張進), возвращаясь из плавания домой, уронил корзину полную фамильных драгоценностей в воды этой бухты. Сокровища утонули как раз около берега сегодняшнего Восточного Района (Eastern District).

Фото. Трамвайный терминал

Трамвайный терминал

Другая версия рассказывает печальную историю о морячке Чху Тии (Chu Tee - 朱蒂), которая стала вдовой сразу после замужества и уже после смерти мужа родила сына А Ха (Ah Ha - 阿蝦, буквально "маленькая креветка"). А Ха был хорошим мальчиком, но рано потерял зрением из-за оспы. Когда ему было 15 лет, его мать серьезно заболела, и чтобы поддержать семью, А Ха стал попрошайкой : каждый день он сидел на набережной с корзинкой в руках, пока однажды его не смыла в море волна. На берегу осталась только его корзина, а Чху Тии, убитая горем, сошла с ума. Эту историю о сыновей любви люди и обессмертили в названии бухты. Однако эта легенда вызывает определенные сомнения, так как произошла во времена начала династии Цин, в то время как эта местность уже была нанесена на военно-морские карты династии Мин с названием Шау Кхэй Вань.

После 1841 года этот залив получил еще одно, английское, название Aldrich Bay (Олдрич Бей), по имени работавшего здесь майора R. E. Aldrich, офицера Королевских Инженеров (Royal Engineers).

Некоторое время Шау Кхэй Вань также была известна как Бухта Голодных (Нго Янь Вань - Ngo Yan Wan - 餓人灣 - Hungry People's Bay). Это название было в употреблении десятилетиями до прибытия британцев, а в 1850-е годы даже стало официальным.

Фото. Храм Бога Города

Храм Бога Города

Одна из версий происхождения такого названия - история о корабле, который зашел в эту бухту, укрываясь от тайфуна. Моряки с корабля сошли на берег в надежде пополнить запасы продовольствия, но обнаружили, что здесь ничего не выращивают : они покинули берег будучи на грани голода. Другая версия связана с плохим транспортным сообщением во времена начала колониальной эпохи, когда люди, живущие в этом районе, чтобы попасть в Централ, полагались только на редкие и ненадежные сампаны. Поэтому и появилась злая шутка, что те, кто живет здесь, может умереть с голода в ожидании оказии доехать до центра.

В начале 18 века местные рыбаки стали понимать, что бухта Шау Кхэй Вань - хорошее укрытие от шторма и, постепенно, рыбацкие артели стали перемещаться сюда из Ван Чая, в котором тогда базировалась большая часть рыбаков. Также люди Хакка из Хуэйчжоу (Huizhou) стали переезжать сюда, открывая каменоломни для строительства домов вдоль береговой черты. Население постепенно росло, и, на момент переписи 1841 года, здесь проживало около 200 человек, большинство из которых жили в рыбацких лодках.

Фото. Рынок Шау Кхэй Вань

Рынок Шау Кхэй Вань

В 1860-х годах пиратство превратилось в серьезную проблему, и колониальное правительство Ричарда Макдонела (Richard Macdonnell) начало принимать жесткие меры, чтобы освободить от преступников земли острова. Во время этого процесса вся территория острова была перепланирована со строительством новых дорог и домов, повсюду были построены хорошо укрепленные полицейские посты, способные оказать вооруженное сопротивление пиратам.

К 1911 году в Шау Кхэй Ване проживало уже около 7000 человек, а в 1920-х годах началось индустриальное развитие района, когда сюда стали перемещаться предприятия легкой промышленности. После Второй Мировой войны Шау Кхэй Вань развивался, как рыбопромысловый рынок, поэтому здесь можно увидеть несколько храмов, посвященные популярным среди рыбаков божествам Тинь Хау и Тхам Кхунгу.

Фото. Храм Тинь Хау

Храм Тинь Хау

Приток населения в этот район Гонконга обеспечили и беженцы из материкового Китая, которые оседали здесь, построив около 13 деревень. Большинство из этих поселений представляли обычные трущобы с ужасной санитарией. В 1960-х годах гонконгское правительство начало очередную перестройку Шау Кхэй Ваня, включавшее строительство новых общежитий. Но данные планы реализовывались очень медленно, пока в 1975 году большой пожар не уничтожил большинство трущоб, построенных вдоль берега и над водой. После этого власти пошли на крайние меры : трущобы сносились бульдозерами, а на их месте строились новые дома.

ЭКСКУРСИЯ ПО ШАУ КХЭЙ ВАНЮ

Наш маршрут начнется со станции метро Shaukeiwan Station (выход С). Выйдя из подземки, вы попадете на улицу Mong Lung Street (Мон Лун Стрит). От сюда начинаются местные , которые также захватывают улицы Kam Wa Street (Кхам Ва Стрит) и Tai Tak Street (Тхай Тхак Стрит). Прогуляемся по ним, наблюдая за жизнью вокруг.

Фото. Рынок улицы Кхам Ва Стрит

Рынок улицы Кхам Ва Стрит

Дальше мы двинемся к улице Shau Kei Wan Main Street East (Шау Кхэй Вань Мейн Стрит Ист), которая когда-то была набережной района. В то время на ней размещались пять рисовых магазинов, девять торговцев травами, семь храмовых лавок, пять ювелиров и семь шипчандлеров. Все они обслуживали местное рыбацкое население района.

В 1950-е годы здесь появились многочисленные трущобы, позже уступившие место частным и государственным жилым комплексам. Открытие станции MTR Shaukeiwan сделало этот район более доступным из центра города, хотя и сейчас среди жителей и туристов Шау Кхэй Вань считается "окраиной", куда едут только при определенной надобности.

Первое, что вы увидите, дойдя до этой улицы, будет (кольцо), один из семи в Гонконге. Трамвайная линия идет от сюда до западных районов острова - Kennedy Town, являясь самой длинной в городе после ее открытия в 1904 году. Хотя появились и другие средства транспорта, например метро, многие жители все еще предпочитают трамвай : из-за привычки и очень низкой стоимости проезда.

Фото. Трамвайный терминал

Трамвайный терминал

Буквально в нескольких метрах от трамвайного кольца находится (Храм Шин Вон - Shing Wong Temple). Храм был построен в 1877 году и назывался Фук Тхак Чхи (Fook Tak Chi), где Фук Тхак означало не имя божества, а было связано с местом, где люди молились за благословение и удачу. После ремонтных работ, проведенных Комитетом Китайских Храмов (Chinese Temples Committee), храм переименовали в Шин Вон.

Шин Вон, которого также называют Чхен Хуан (Cheng Huang), это бог, защищающий город. Его работа : управляться с призраками и духами района, где стоит храм, а также поддерживать спокойствие в нижнем мире и в мире живых.

Кроме Шин Вон здесь поклоняются Богу Пяти Удач Ын Тхуну (Ng Tung) и Богу Земли Тху Тхи (Tu Ti). В честь божеств в этом храме проводят несколько фестивалей. Те, что посвящены Шин Вону падают на 11-й день пятого лунного месяца и на 24-й день седьмого лунного месяца. Фестивали в честь Бога Пяти Удач проходят на 5-й день первого лунного месяца и 5-й день пятого лунного месяца, а праздник в честь Бога Земли падает на 2-й день второго лунного месяца.

Фото. Храм Шин Вон

Храм Шин Вон

Время работы :
08:00 - 17:00

Сразу около Храма Шин Вон находится , типичный муниципальный рынок, которые есть в каждом районе Гонконга. При желании вы можете по нему прогуляться.

Время работы :
06:00 - 20:00

После осмотра рынка мы пойдем по улице Shau Kei Wan Main Street East на север к .

Этот храм был построен в 1873 году рыбаками и моряками, жившими в Шау Кхэй Ване. Храм посвящен богине Тинь Хау, которую также называли Мачху - Мать Родоначальница Тхинь Мань (Tin Man).

Фото. Храм Тинь Хау

Храм Тинь Хау

По преданию, прообразом Мачху стала девушка по имени Линь, родившаяся в рыбацкой деревушке на острове Мэйчжоу близ Путяня в 960-х годах. По легенде, она не издала ни звука в первый месяц своей жизни, и поэтому была прозвана Линь Монян (林默娘), то есть "молчаливая девочка Линь". У нее открылось множество удивительных способностей : она могла плавать по морю на плоту из тростника и переправляться на острова на облаках. Она стала помогать людям, спасая терпящих бедствие в море.

В возрасте 28 лет она вознеслась на небо, и ей стали подвластны все движения вод. Если Мачху прикажет, утихнут наводнения и тайфуны, но если ей будет угодно, стихия может снова разбушеваться. Сейчас она почитается, как покровительница моряков в Гонконге, в Макао она также очень популярна. Фестиваль Тинь Хау (день рождение) празднуется на 23-й день третьего лунного месяца по китайскому календарю.

Изображение Тинь Хау в храме Шау Кхэй Ваня считается самым красивым из всех храмов Тинь Хау Гонконга. Для отливки ее статуи был специально нанят скульптор из Фошаня (Foshan) в Гуандуне, который отлил ее в 1871 году. Вообще есть три типа изображения богини : с золотым лицом для поклонения чиновниками, с покрашенным лицом для простых людей и с черным (или почерневшим) лицом для молитв рыбаков. В этом храме у Тинь Хау темное лицо.

Фото. Храм Тинь Хау

Храм Тинь Хау

В храме установлена стела в память об известных бизнесменах, состоявших в могущественном картеле Ю Лань (Yu Laan), который занимался рыбной торговлей, владел цехами, верфями и магазинами. Именно на их пожертвования был построен храм. Но, к сожалению, тот первый храм был разрушен большим тайфуном в 1874 году, всего через год после возведения. Но его перестроили уже через два года, что говорит о процветании Шау Кхэй Ваня в то время, если жители смогли позволить себе построить новый храм так быстро. Многие, кто пожертвовал деньги на этот храм, были из других частей Гонконга, но связанные бизнесом или личными отношениями с Шау Кхэй Ванем.

Время работы :
08:00 - 17:00

Продолжим наш путь по улице Shau Kei Wan Main Street East. Метров через 100 обратите внимание на дерево посреди дороги. Когда улицу Shau Kei Wan Main Street East расширяли, это по требованию местных жителей решили оставить. Его ботаническое название - Ficus Superba (Фикус Пышный).

Фото. Столетнее фиговое дерево

Столетнее фиговое дерево

Идем дальше, и буквально через несколько метров от фикуса повернем направо на улицу Basel Road (Базель Роуд), на которой стоит (Tsung Tsin Church).

В Шау Кхэй Вань миссионеры стали прибывать в 1860-х годах, когда Немецкая Протестантская Миссия Базеля (German Protestant Basel Mission) начала действовать среди людей Хакка. Одним из отголосков тех времен является улица Базель Роуд, названная в честь первых миссионеров.

Сейчас на Базель Роуд расположена Церковь Цун Цинь. Ее первый вариант в виде усадьбы был построен в 1862 году людьми Хакка и священниками из Швейцарской Церкви Базеля (Swiss Basel Church). В 1933 году ее перестроили в более современном стиле. Во время японской оккупации она была временным штабом военной полиции. В 1958 году рядом с ней построили школу. Затем, в 1984 году, церковь была перестроена еще раз.

Фото. Церковь Цун Цинь

Церковь Цун Цинь

Вернемся на Шау Кхэй Вань Мейн Стрит Ист, пройдем по ней еще 80 метров и свернем на улицу А Кхун Нгам Вилидж Роуд (A Kung Ngam Village Road). Эта улица плавно перейдет в А Кхун Нгам Вилидж Леин (A Kung Ngam Village Lane), на которой стоит Храм Юк Вон.

На самом деле полное название храма : (Yuk Wong Kung Din Temple), также его называют Юк Вон Бо Динь (Yuk Wong Bo Din). В начале 19 века люди из Хуэйджоу (Huizhou) и Чаоджоу (Chaozhou), которые работали в каменоломнях, построили небольшой алтарь в честь Юк Вона. Уже в начале 20 века алтарь был перестроен в небольшой храм.

Храм посвящен Юк Вон Тхай Тхаю или Нефритовому Императору. В соответствии с "Настоящими Деяниями Благородного Нефритового Императора" (Original Deeds of the Lofty Jade Emperor), Юк Вон был сыном Короля Королевства Чистого Блаженства Небесных Огней и Узоров (King of the Pure Blissful Kingdom of Lofty Heavenly Lights and Ornaments) и Императрицы Драгоценного Лунного Света (Empress of Precious Moonlight). Юк Вон был красивым и умным в молодости и добрым и великодушным в зрелости, он раздал все сокровища своего государства бедным. В даосском мире Нефритовый Император - божество высшей ступени.

Кроме Юк Вона в храме поклоняются Богине Милосердия Квунь Юм (Kwun Yum - Goddess of Mercy) и Тинь Хау.

Фото. Храм Юк Вон

Храм Юк Вон

Фестиваль Юк Вона празднуют 9-го дня первого месяца лунного календаря.

Обратите внимание, что храм очень маленький по размера, и его может быть не видно из-за машин, стоящих у находящейся рядом автомастерской.

Время работы :
08:00 - 17:00

Следующей достопримечательностью на нашем пути будет (HK Museum Of Coastal Defence), созданный на месте столетнего форта Лэй Юэ Мунь (Lei Yue Mun Fort).

Музей, занимающий площадь 34000 квадратных метров, можно разделить на две части : собственно Форт и Историческую Тропу. Форт построен в 1887 году, и на тот момент считался одним из самых больших фортификационных сооружений в британских силах. Он включал 18 каземат для проживания военных, артиллерийский склад, угольный склад и другие помещения. В центре форта было открытое пространство для сбора личного состава, который в ходе реконструкции накрыли крышей, а под ней разместили постоянную экспозицию, посвященную истории береговой обороны Гонконга.

Фото. Разведывательная машина Ferret Mark II

Разведывательная машина Ferret Mark II

Следуя по Исторической Тропе, можно увидеть различные фортификационные сооружения прошлого и образцы военной техники.

Основой экспозиции музея является постоянная выставка "600 лет Береговой Охраны Гонконга", которая рассказывает о береговой охране острова со времен династий Мин и Цин до настоящего момента. В дополнении к текстовым и графическим материалам на выставке представлены около 400 военных экспонатов.

Форт Лэй Юэ Мунь занимает стратегическую позицию, охраняя восточные подходы к бухте Виктория. В начале 1844 года британцы построили бараки в Сайване (Saiwan) к югу от Канала (бухта Виктория). Однако из-за многочисленных смертей среди солдат, вызванных эпидемиями, бараки вскоре забросили. И хотя было много планов построить здесь батарею в течении следующих 40 лет, ни один не был реализован.

Фото. Приемный зал и лифт

Приемный зал и лифт

К 1885 году перед лицом угрозы возможных атак со стороны Франции и России Британия решила построить батареи на высотах к югу от Канала Лэй Юэ Мунь (бухта Виктория). Разработанный и построенный силами Королевских Инженеров (Royal Engineers), этот форт стал ядром фортификации Лэй Юэ Муня. Сначала был выкопан котлован на площади 7000 квадратных метров на вершине холма, где построили 18 казематов, а также склады боеприпасов и другие помещения, затем все это засыпали землей. Большая часть работ была закончена в 1887 году.

Для построений личного состава в центре крепости оставили открытое пространство. Батарея была оснащена двумя 6-дюймовыми орудиями и окружена рвом. Кроме этого, вдоль холмов были оборудованы огневые позиции, действовавшие с востока на запад : Задняя, Центральная, Западная и Восточная батареи. Орудия Лэй Юэ Мунь могли стрелять в различных направлениях и полностью перекрывали подходы к Каналу. В 1890 году на берегу форта была построена торпедная станция для торпед Бренана.

Однако, в следующие 30 лет крепость так и не побывала в реальном бою в виду отсутствия угроз со стороны врагов Британии. К 1930-м годам ее стратегическая важность значительно уменьшилась из-за развития новых военных технологий и строительства новых укреп-районов в Гонконге.

Фото. Галерея 6. Британский период

Галерея 6. Британский период

Но пришла Вторая Мировая война : 8 декабря 1941 года началась атака японце на Гонконг. После падения Новых Территорий и Коулуна британские силы усилили оборону Лэй Юэ Муня, чтобы предотвратить форсирования Канала со стороны Пика Дьявола (Devil's Peak). Силы обороны отбили несколько японских атак, но в конечном итоге были разбиты, и 19 декабря форт был захвачен. После войны форт окончательно потерял оборонное значение и стал тренировочной базой британских сил. В 1987 году его закрыли окончательно.

Принимая во внимание историческое значение Лэй Юэ Муня и его уникальную архитектуру, бывший Городской Комитет (Urban Council) в 1993 году решил сохранить форт, превратив в музей береговой охраны. На проект было выделено 300 миллионов гонконгских долларов. Работы велись Департаментом Архитектурных Работ (Architectural Services Department), чей труд был оценен по достоинству : проект завоевал серебряную медаль Гонконгского Института Архитектуры (Hong Kong Institute of Architects) и серебряную медаль за Лучший Экологический Проект (Green Project Awards) в 2000 году. Музей открыли для публики 25 июля 2000 года.

Фото. Внутри музея

Внутри музея

Посещение музея начинается с осмотра галерей форта. Чтобы попасть в форт, необходимо подняться на лифте из приемного зала, а затем пройти по мосту. Основная экспозиция "600 лет Береговой Охраны Гонконга" расположена в бывших казематах в хронологическом порядке. Дадим краткое описание экспозиций.

Галерея 1. Вступление
Здесь кратко рассказывается об истории Гонконга, его роли в обороне южного Китая, а также о маршруте по следующим галереям.
Галерея 2. Период династии Мин (1368-1644)
В этой галереи представлена история береговой охраны Гуандуна во времена династии Мин. В то время Гонконг был аванпостом береговой охраны Южного Китая, так как располагался на его юго-восточных границах и охранял вход в реку Чжу Цзян (Жемчужная Река - Pearl River - Zhujiang River). Из-за частых атак японских пиратов вдоль побережья Гуандуна была образована целая система обороны Вэй-Со (wei-suo). Где Вэй (衛) - полк численностью 5600 солдат, а Со (所) - батальон численностью 1120 солдат. На пике противостояния с пиратами число вэев достигло 54, а со - 127. В 1394 году был образован Отдельный Батальон Дунгуань (Dongguan Independent Battalion) со штабом рядом с Гонконгом. Среди экспонатов этой галереи : доспехи времен династии Цин, ствол пушки периода династии Южная Мин и модель боевой гуандунской джонки тех времен.
Фото. Доспехи времен династии Мин и Цин

Доспехи времен династии Мин и Цин

Галерея 3. Период династии Цин (1644 - 1911)
В этой галереи рассказывается об истории береговой охраны Гуандуна при династии Цин. Также освещается устройство вооруженных сил, гарнизонная служба и проблемы пиратства раннего Гонконга. Здесь можно увидеть часть орудия, найденного в Чхек Лап Кхок (Chek Lap Kok). Другие экспонаты : форма солдата Армии Ниань (Nian Army) династии Цин, письма от Ци Ина (Qiying) губернатору Джону Девису (John Davis) касательно проблем наркотиков и пиратства, а также археологические находки из Форта Тхун Лун (Tung Lung Fort).
Галерея 4. Первая Опиумная Война (1839 - 1842)
Изначально это помещение служило комнатой охраны, а сейчас в нем расположена экспозиция об истории Первой Опиумной Войны. Рассказ начинается с прибытия иностранцев, описания кантонской торговой системы и вреда, наносимого торговлей опиумом. Затем объясняется, как чрезвычайным уполномоченный Линь Цзэсюй (Lin Zexu - 林则徐) разрушал опиумную торговлю, как англичане начали войну, и как Гонконг был передан им по Нанкинскому Договору (Treaty of Nanjing) 1842 года.
Фото. Опиумная трубка и лампа

Опиумная трубка и лампа

На экспозиции представлены предметы, связанные с тем временем : опиумная трубка и лампа, китайское и английское оружие того периода, модели китайской боевой джонки и британского корабля "Nemesis". Также здесь можно увидеть копии доклада чрезвычайного уполномоченного Линь Цзэсюя императору и копию Нанкинского договора. Экспозицию дополняет диорама битвы в устье реки Чжуцзян, когда в январе 1841 года морская пехота англичан захватила китайский форт Чуаньби, прикрывавший путь к Гуанчжоу по реке Чжуцзян.
Галерея 5. Британский период (1841 - 1860)
Эта галерея освещает два аспекта. Первый рассказывает историю береговой охраны Гонконга с 1841 по 1860 год. В то время было построено несколько военных сооружений для обороны острова. Эта часть выставки показывает раннее развитие британского фортификационного дела в Гонконге, а также топографические исследования, проведенные Королевскими Инженерами (Royal Engineers). Здесь вы можете увидеть топографическую карту Гонконга лейтенанта Коллинзона (Collinson), его письма матери и модель Мари Хауса (Murray House). Другая тема экспозиции - история Второй Опиумной Войны, например здесь можно увидеть копию Пекинского Договора (Treaty of Beijing) 1860 года.
Фото. Галерея 6. Британский период (1861 - 1941)

Галерея 6. Британский период (1861 - 1941)

Галерея 6. Британский период (1861 - 1941)
Эта галерея расположена в бывшем машинном отделении форта и рассказывает о развитии британской береговой фортификации после 1860 года, а также об изобретениях в артиллерии и о жизни британских военных в Гонконге. В галереи воссоздана часть казармы, где можно увидеть, как жили британские солдаты. В дополнении, здесь выставлены несколько снарядов, найденных в разных частях Гонконга.
Галерея 7. Британский период (1861 - 1941) - продолжение
Эта галерея раньше была угольным складом. Здесь тоже рассказывается о развитии британской фортификации, но упор делается на строительство форта Лэй Юэ Мунь в 1880-х годах. Кроме того представлены материалы об истории ВМФ Британии и модернизации береговых укреплений перед Второй Мировой. Среди экспонатов : образцы формы Королевских ВМФ, эмблема с входных ворот на войсковой транспорт "HMS Tamar" y Казарм Принца Уэльского (Prince of Wales Barracks) в Централе (1878 год на эмблеме означает год первого прибытия этого корабля в Гонконг) и реликвии из капсулы времени Королевских ВМФ в Гонконге 1902 года.
Галерея 8. Битва за Гонконг (1941)
В этом зале рассказывается о росте японского милитаризма, об антияпонской войне 1937 года и о нападении японцев на Гонконг в декабре 1941 года. Для того, чтобы дать посетителям полное представление о тех событиях, в галерее демонстрируется фильм "Битва за Гонконг". Также здесь можно увидеть масштабную модель, изображающую инцидент на мосту Марко Поло (Лугоуцяо) 7 июля 1937 года в Пекине, который стал для японцев формальным поводом для начала Второй японско-китайской войны. На стендах выставлены форма британских и японских военных, оружие и награды тех времен.
Фото. Галерея 8. Битва за Гонконг

Галерея 8. Битва за Гонконг

Галерея 9. Японская оккупация (1941 - 1945)
Здесь описывается обстановка в Гонконге во время оккупации : японские военные правила, жизнь в лагерях для военно-пленных и гражданских в городе. Также рассказывается о партизанском отряде Колонна Восточной Реки (East River Column) : представлены различные документы оккупационного периода, военные заметки и личные вещи членов партизанского отряда. С помощью наушников посетители могут послушать свидетельства военнопленных, ветеранов и жителей города о времени оккупации.
Галерея 10. Добровольцы (1854 - 1995)
Экспозиция этой галереи отслеживает историю Добровольческого Корпуса (Hong Kong Volunteer Defence Corps) : его образование в 1854 году, развитие в 19 столетии и в период между двумя мировыми войнами, храбрость его бойцов во время японского вторжения в Гонконг в 1941 году, реорганизация Корпуса после войны и его расформирование в 1995 году. Здесь представлены форма, медали, инструменты, фотоальбомы и документы, специально отобранные из коллекции о добровольцах. Кроме этого, здесь есть диорама пулеметного расчета, ведущего бой вблизи деревни Стэнли (Stanley Village) ночью 24 декабря 1941 года.
Фото. Галерея 10. Добровольцы

Галерея 10. Добровольцы

Галерея 11. Гонконгский гарнизон Народно-освободительной Армии Китая
Изначально это было помещение для боеприпасов. Сейчас в этой галереи находится экспозиция о современной китайской армии (People's Liberation Army - PLA), об образовании Гонконгского Гарнизона (Hong Kong Garrison), о его роли до и после развертывания в Гонконге, его функциях и повседневной жизни. Здесь представлены форма, знаки отличия, флаги, фотографии, модели и другое.
Верхняя галерея
Здесь, на верхнем уровне музея, можно посмотреть документальный фильм "Оборона Морской Границы", в котором рассказывается о развитии оружия и средств береговой охраны западных и восточных стран. Фильм длится 12 минут и идет на трех языках : кантонском, путунхуа и английском.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРОПА

Осмотрев экспозиции музея, перейдем к Исторической Тропе, вдоль которой расположены элементы фортификации крепости и различное вооружение. Цифры у пунктов этой тропы в тексте соответствуют номерам на ее карте из бесплатного буклета, который можно взять в музее. Другие достопримечательности, не попавшие в буклет, будут иметь дополнительную букву в индексе.

Фото. Копия торпеды Бренана

Копия торпеды Бренана

Начнем осмотр с верхнего этажа форта, на выходе из которого вы увидите копию торпеды Бренана (Brennan Torpedo), о которой будет рассказано ниже.

Следующей остановкой станет копия в положении готовности к стрельбе. Это орудие до применения укрывалось в основании огневой позиции под бронированным щитом. Перед самым выстрелом силой гидропневматики оно поднималось через вырез в бронещите и производило выстрел, после которого под действием отдачи опять исчезало в укрытии. Тем самым у кораблей противника не оставалось времени для ответного удара.

Форт Лэй Юэ Мунь был оснащен двумя 6-дюймовыми орудиями BL Mark IV (BL - breech loading - заряжаемые с казенной части), которые были установлены здесь в 1890 году. Они обслуживались одним офицером и 23 солдатами Королевской Артиллерии. Вес снаряда составлял 100 фунтов (45 кг), а эффективная дальность 8200 метров. Орудие №1 было установлено на высоте 52 метра над уровнем моря, его сектор обстрела - 190 градусов. располагалось на высоте 54 метра и имело сектор обстрела 168 градусов, сейчас от него осталось только основание. Обе 6-дюймовки были исключены из Списка Вооружений (Armament List) в 1905 году, но одно из них простояло на этом месте вплоть до 1935 года.

Фото. Копия 6-дюймового орудия BL Mark IV

Копия 6-дюймового орудия BL Mark IV

В 1970 году во рве вокруг форта нашли ствол 6-дюймового орудия, а в 1982 году - часть лафета, которые принадлежали тем самым BL Mark IV. Обе находки отправили в Англию, где они сейчас выставлены в Королевском Артиллерийском Музее в Вулидже.

Далее мы пройдем на восток по дорожке к небольшому кафе, от куда по туннелям можно попасть на Северный (налево) и Южный (направо) капониры.

- это отдельное укрытое оборонительное сооружение, которое выступало за эскарп (внутренний откос) рва, окружавший форт. Капонир служил для отражения атак пехоты противника фланговым огнем пулеметов и винтовок вдоль рва через бойницы в стенах.

Предназначение аналогичное. После осмотра капониров, можно прогуляться по стене форта, от куда открываеются панорамы юго-восточного Коулуна. Вернувшись под крышу музея, спустимся на первый этаж, чтобы продолжить наш путь по Исторической тропе.

Фото. 25-фунтовая полевая пушка-гаубица Mark II

25-фунтовая полевая пушка-гаубица Mark II

Первое, что вы увидите на выходе из зала музея справа, будет , которая использовалась в середине 1940-х годов. К 1945 году их было произведено более чем 12000. Mark II стала одной из самых знаменитых пушек Второй Мировой войны, она служила на всех театрах боевых действий Британского Содружества. Ее калибр - 87,6 мм, а эффективная дальностью 12255 метров. Лафет пушки включает огневую платформу, позволявшую разворачивать орудие на 360 градусов, двигая его за хобот, угол возвышения от -5 до 40 градусов. Небольшое количество таких пушек служило в Гонконге с 1945 по 1960 года.

Следующей остановкой на тропе будет Центральной Батареи. Очевидно, что при стрельбе очень важно определить расстояние и пеленг до цели, чтобы точно выставить орудие. Для определения расстояния использовался вертикально-базисный дальномер. Телескоп этого прибора направлялся на ватерлинию объекта, далее замерялся угол склонения и, по известной высоте расположения этого прибора над уровнем моря, вычислялось расстояние до цели (по формуле тангенса угла). Пеленг определялся с помощью пеленгатора, небольшого прибора на круговой платформе рядом с вертикально-базисным дальномером. Расстояние и пеленг передавались орудийному расчету, который должен был быстро развернуть орудие в нужное положение. Разворот орудия происходил вручную, что требовало больших физических усилий.

Фото. 7-дюймовое орудие типа RML Mark I

7-дюймовое орудие типа RML Mark I

Далее по маршруту вы увидите , строительство которой было завершено в марте 1887 года. Она была оснащена двумя 64-фунтовыми орудиями типа RML Mark III (Rifled Muzzle Loading - дульнозарядное с нарезами). Оба орудия обслуживали один офицер и 18 солдат, трое из которых работали с вертикально-базисным дальномером. Это орудие стреляло 64-фунтовыми (29 кг) снарядами на максимальную дальность 3600 метров. Орудие №1 было установлено на высоте 51 метр над уровнем моря и имело сектор обстрела 95 градусов. Батарею оставили в 1905 году.

Сейчас на этом месте стоит 7-дюймовое орудие типа RML Mark I весом 4582 кг, изготовленное в 1870-х годах. Его нашли в саду Admiralty Garden в 1990 году. Подвижная платформа - это копия.

Рядом с 7-дюймовкой находится вход в артиллерийский погреб №1 Центральной Батареи. Здесь хранились снаряды и заряды к орудиям. Их хранили отдельно друг от друга для обеспечения максимальной безопасности, ведь всего одна искра могла привести к катастрофе. Снаряды, которые использовали 64-фунтовые пушки, были трех типов : обычные (common shell), наполненные низкобризантным оружейным порохом со взрывателем, основной поражающий эффект - осколочный; сегментные снаряды (segment shell) - за тонкой оболочкой находились несколько слоев железных колец, внутри которых закладывался порох. При взрыве кольца разлетались на отдельные сегменты, поражая живую силу противника и небронированные цели. Третий тип - бронебойные снаряды (armour-piercing shot). Заряды для выстрелов хранились в шелковых мешках, уложенные в металлические ящики.

Фото. Артиллерийский погреб №1 Центральной Батареи

Артиллерийский погреб №1 Центральной Батареи

На стене этого помещения вы можете увидеть три шомпола (банника) разного назначения. Верхним шомполом, прибойником, проталкивали заряд и снаряд в ствол. При этом медные шпильки снаряда сперва заводили в нарезы ствола. Средним шомполом, червем, удаляли из канала ствола куски материи, которые покрывают заряд и могли остаться внутри. И, наконец, нижним шомполом, губкой, окончательно очищали ствол, удаляя мелкие остатки ткани заряда, которые все еще могли оставаться внутри. Перед применением шерстяной наконечник последнего шомпола смачивали в воде, чтобы потушить возможные тлеющие остатки выстрела в канале ствола.

Далее вы можете увидеть и вход в артиллерийский погреб №2. Предназначения этих сооружений такие же, как и орудия №1 этой батареи.

Затем по склону мы спустимся к , которая была построена в 1910 году для проживания солдат Королевской Артиллерии, обслуживавших Центральную и Западную Батареи. Ночью 18 декабря 1941 года японские силы форсировали Канал Лэй Юэ Мунь и высадились у А Кхун Нгам. Они быстро двинулись к форту, где завязался ожесточенный бой. Эта постройка была одной из точек обороны и сильно пострадала в результате пулеметного огня и взрывов гранат. Не сдержав напора японцев, защитники вынуждены были отступить.

Фото. 40-мм зенитная пушка Бофорс

40-мм зенитная пушка Бофорс

Сейчас здесь выставлена 40-мм зенитная пушка Бофорс - автоматическое зенитное орудие, разработанное в 1929 - 1932 годах шведской фирмой Bofors. Оно широко применялось в ходе Второй мировой войны, как в сухопутном, так и в корабельном исполнении, состояло на вооружении многих стран мира. Эффективная дальность стрельбы 7200 метров, угол возвышения от -5 до +90 градусов. Пушка производилась в различных вариантах. Здесь представлена британская версия - стандартное среднее зенитное орудие, которое использовали Британские Силы с 1930 по 1970 годы, в том числе и в Гонконге в 1941 году.

Следующий пункт маршрута - . Здесь происходили наиболее ожесточенные бои во время атак японцев. Следы от осколков и пуль можно увидеть и сейчас.

Далее перейдем к . В марте 1887 года здесь были установлены два 9-дюймовых орудия типа RML, самые большие в форте Лэй Юэ Мунь. Ствол представленого здесь орудия был найден в Admiralty Garden в 1990 году. Эта пушка весила 12200 кг, стреляла 256-фунтовыми (116 кг) снарядами на максимальную дальность 5400 метров. Орудие стояло на высоте 26 метров над уровнем моря, его сектор обстрела - 66 градусов. Оба орудия нацеливались вертикально-базисным дальномером, чья площадка находится неподалеку. Батарею обслуживали один офицер, 30 солдат и 4 человека на дальномере. Ее демонтировали после 1898 года.

Фото. Западная Батарея

Западная Батарея

Позади основания орудия находятся склад боеприпасов, кладовая и укрытие для артиллеристов. Сейчас перед этим основанием установлен ствол 4,7 дюймового орудия типа QF (quick firing - скорострельное), которые постепенно заменили 9-дюймовки, описанные выше.

Только орудия с небольшими стволами можно наводить силами артиллерийской команды. Очевидно, что 9-дюймовое орудие весом 12 тонн невозможно перемещать без помощи каких-либо механизмов. Рядом с 4,7-дюймовой пушкой вы можете увидеть лебедку на треноге, которая через систему полиспастов двигала орудие, поднимая или опуская ствол в нужное положение для заряжания и стрельбы. Все эти действия могли быть проделаны только хорошо обученными командами артиллеристов, поэтому тренировки по заряжанию орудий были частью процесса обучения в подготовительных центрах Королевской Артиллерии в Вулидже под Лондоном.

Недалеко от Западной Батареи находится емкостью 60000 галлонов (227 м3), который построили в 1890 году. Через трубу воду из танка подавали в котельную торпедной станции. Здесь же можно увидеть , которое обеспечивало электроэнергией прожектора на склонах форта. Рядом с танком для воды находится помещение с .

Фото. Две емкости для торпедной смазки

Две емкости для торпедной смазки

От площадки с емкостями спустимся к берегу по тропе. По дороге вы увидите небольшой бункер - это (Observation Post).

Выйдя на набережную, вы сможете попасть на (Brennan Torpedo Station), построенную между 1892 и 1894 годами. Она была вырублена в скале и предназначалась для запуска и управления торпедами Бреннана, изобретенными ирландским инженером Луисом Бреннаном (Louis Brennan). Его торпеды имели оригинальный двигатель, вернее его не было вообще : внутри корпуса находились два барабана с намотанными на них стальными проволоками длиной несколько тысяч метров, которые через дифференциальный механизм вращали два винта (в разные стороны). Свободные концы проволок крепились к двум паровым лебедкам на берегу (внутри станции), которые, выбирая их, приводили торпеду в движение, а также управляли ей, изменяя скорость вращения барабанов : если один из барабанов вращался быстрее, чем другой, то через дифференциал приводился в действие руль.

Глубина погружения торпеды контролировалась двумя крыльями в носу через гидростатический клапан и прибор глубины. Как работал прибор было не известно, так как он хранился в сейфе и устанавливался на торпеду только перед самым пуском. В верхней части торпеды вы можете заметить мачту, которую выдвигали перед запуском - наблюдая за ней в перископ, оператор мог отслеживать траекторию движения торпеды и управлять ей.

Фото. Торпедная Станция

Торпедная Станция

Исходная версия торпеды развивала скорость до 20 узлов (порядка 36 км/ч), используя проволоку толщиной в 1 мм. Позднее торпеда была усовершенствована : диаметр проволоки увеличили до 1,8 мм, что позволило поднять скорость до 27 узлов (48,6 км/ч).

Запуск торпеды Бреннана осуществлялся с берега. Торпеда сталкивалась в воду по рельсам с берегового ската, после чего запускались расположенные на берегу лебедки, и торпеда приходила в движение. Оператор следил за курсом торпеды с наблюдательной вышки через перископ по выдвижной мачте и при помощи электрических переключателей регулировал скорость выбирания двух проволок.

Во время учений после пуска торпеды ее вытягивали на мол северо-западнее станции, грузили на ж/д тележку и по длиной 76 метров доставляли на станцию. Сейчас небольшой участок этой дороги можно увидеть на берегу (правда без рельс).

Торпедная станция форта Лэй Юэ Мунь была последней, построенной для Британского Содружества. Стоит отметить, что в бою она не использовалась ни разу.

Фото. Батарея Лэй Юэ Мунь Пас

Батарея Лэй Юэ Мунь Пас

Далее мы пройдем по набережной к (Lei Yue Mun Pass Battery), которая была построена в марте 1892 года для обороны гавани от небольших высокоскоростных торпедных катеров. Она была оснащена 6-фунтовыми скоростными пушками типа Hotchkiss QF, которые стреляли 6-фунтовыми (2,7 кг) снарядами со скоростью 20 выстрелов в минуту на максимальное расстояние 4100 метров. Сейчас в помещении батареи можно увидеть основание для таких пушек.

Пройдя немного далее по набережной, вы увидите на постаменте , который принадлежал военному транспорту HMS Tamar (HMS означает Her Majesty's Ship - Корабль Ее Королевского Величества). Он был кораблем снабжения Королевских ВМФ с 1878 года, а в 1897 был превращен в плавучую базу для других кораблей, пока не была построена специальная береговая станция, получившая его имя "HMS Tamar".

8 декабря 1941 года во время Битвы за Гонконг корабль отбуксировали в другое место и поставили на буй. 11 декабря в 21:00 поступил приказ затопить Tamar, когда стало ясно, что сдержать наступление японцев невозможно. Корабль попытались затопить 12 декабря, но из-за большого количества воздуха в надстройке сделать это сразу не удалось, тогда прибегли к помощи Королевской Артиллерии.

Фото. Якорь военного транспорта HMS Tamar

Якорь военного транспорта HMS Tamar

Этот якорь сначала стоял на входе в военно-морскую базу в Централе, затем его перенесли на базу острова Stonecutter's Island, и, наконец, в 1997 году передали в этот музей.

Мы же движемся к завершению нашей экскурсии, и следующим объектом будет (Gunpowder Factory), круглое кирпичное строение, которое использовалось для работы с боеприпасами. Сейчас внутри кирпичного кольца установлены 10 маленьких орудий и два памятника. Пушки были сделаны в Британии, Германии и Китае и найдены в разных местах Гонконга. Например, британское 9-фунтовое гладкоствольное орудие, произведенное фирмой Bailey Pegg Company для вооружения торговых кораблей Британской Ост-Индской компании (British East India Company), было выловлено у острова Stonecutter's Island в декабре 1983 года.

Один из двух монументов в Пороховом Участке изначально был установлен на Гонконгском кладбище более 100 лет назад. Он был поставлен сержантским и рядовым составом 10-ой батареи Южного Дивизиона Королевской Артиллерии в память о своих товарищах, погибших между 1888 и 1890 годами. Второй памятник был возведен офицерами, сержантами и солдатами 14-ой батареи Южного Дивизиона Королевской Артиллерии в память о своих товарищах, погибших между 1887 и 1889 годами. С разрешения британского Общества Королевской Артиллерии (Royal Artillery Institution) памятники были перенесены на это место.

Фото. Памятник в Пороховом Участке

Памятник в Пороховом Участке

Также здесь установлена памятная табличка в честь батальона "С" полка Королевских Канадских Стрелков (Royal Rifles of Canada), который 18 декабря 1941 года принял бой недалеко от этого места.

Последняя точка нашей экскурсии по музею - на открытой площадке у Порохового Участка. Сейчас здесь представлены :

10-дюймовое орудие BL
которое весит 32513 кг, имеет длину ствола 8,7 метра и стреляет снарядами весом 226 кг. В 1880 году оно было установлено на батарее Upper Belcher's Battery (в районе Гонконгского Университета), чтобы охранять западные подходы к острову. В 1930-х годах после реорганизации обороны города батарея была заброшена, а на ее месте стал строиться жилой комплекс, известный после войны, как Belcher Gardens. От старой батареи ничего не осталось, кроме этого орудия, которое так и стояло посреди новостройки. В 1997 году оно стало частью экспозиции музея.
14,75-дюймовое гладкоствольное орудие ML
Это орудие весом 19518 кг было разработано знаменитым британским оружейником Александром Блейкли (Alexander Blakely). Его изготовили в Ливерпуле на заводе Fawcett Preston & Co., чье вооружение экспортировалось в Россию, Китай, Марокко и Перу. По всей видимости это экземпляр (номер 51) был поставлен в Китай в 1860-х годах для Форта Дагу (Dagu Fort), а позже перевезен британцами в Гонконг. Орудие нашли в 1988 году в водах залива Hung Hom Bay, где раньше находились верфи Whampoa Dockyard.
Фото. 14,75-дюймовое гладкоствольное орудие ML

14,75-дюймовое гладкоствольное орудие ML

Интересно отметить, что в 2011 году у этого орудия была другая табличка о том, что это 15-дюймовое гладкоствольное орудие ML, весящее 19501 кг, было разработано фирмой John Dahlgren для американской армии. Маркировка "FP No51" на стволе орудия означает Fort Pitt Foundry No51 (литейная форта Питт №51). Орудие было установлено на мониторе "USS Catawaba", который позже был продан Перу, а затем был потоплен во время войны между Перу и Чили. Считалось, что орудие также утонуло, но в мае 1988 года его нашли в заливе Hung Hom Bay Коулуна. Загадку, как это могло произойти, не разгадали до сих пор. Похоже, что загадку все таки разгадали, раз в 2015 сменили табличку.
Британская разведывательная машина Ferret Mark II
Эти машины, разработанные фирмой Daimler Company сразу после Второй Мировой войны, предназначались для британской армии. Первый прототип был построен в 1949 году, а серийное производство велось с 1952 по 1971 год. Всего было построено 4409 машин. На них стоял 6-цилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения мощностью 114 л.с. (при оборотах 3350 об/мин) фирмы Rolls Royce (модель B.60). Толщина брони составляла 16 мм. Экипаж машины - 2 человека, а полный вес с боевой загрузкой - 4877 кг. В качестве вооружения мог устанавливаться пулемет Bren калибра 0.303 (7,62 мм). Данный образец попал в музей в 1995 году из Королевского Полка Гонконга (Royal Hong Kong Regiment).
Фото. Бронетранспортер Saracen Mark II

Бронетранспортер Saracen Mark II

Британский бронетранспортер Saracen Mark II
Данную машину разработали в 1950-х годах из-за потребности британской армии в боевом вездеходе, способном действовать практически в любом месте мира. На Saracen стоит 8-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения B.80 фирмы Rolls Royce, развивающий мощность 160 л.с. (при оборотах 3750 об/мин). Броня БТР - 16 мм, он может перевозить 12 человек, включая двух членов экипажа. Полный вес с боевой загрузкой 11379 кг. Вооружение - пулемет Браунинг калибра 0,3. Эти бронетранспортеры были завезены в Гонконг для Королевского Полка Гонконга, а также Гонконгской Полиции. Этот экземпляр принадлежал Королевскому Полку Гонконга.
Британский танк Comet Mark I
Этот танк был последним средним крейсерским танком, произведенным для армии во время Второй Мировой войны, и появился на полях сражения в начале 1945 года. На нем стоял 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения фирмы Roll Royce "Meteor" мощностью 600 л.с. (при оборотах 2550 об/мин). Максимальная толщина брони 100 мм. Полный вес с боевой загрузкой 33225 кг. Вооружение танка составляла пушка калибра 77 мм с дульным тормозом, а также 2 пулемета калибра 7,92 мм. Несколько танков "Комета" попали в Гонконг во время и после Корейской Войны 1950-1953 года.
Фото. Британский танк Comet Mark I

Британский танк Comet Mark I

На этом экскурсия по Гонконгскому Музею Береговой Охраны окончена.

Адрес :
175 Tung Hei Road, Shau Kei Wan, Hong Kong
Телефон :
(852) 2569 1500
Факс :
(852) 2569 1637
E-mail :
hkmcd@lcsd.gov.hk
Сайт :
hk.coastaldefence.museum
www.lcsd.gov.hk/CE/Museum/Coastal
Время работы :
март - сентябрь : 10:00 - 18:00
октябрь - февраль : 10:00 - 17:00
закрыт по четвергам (кроме праздников), закрыт первые два дня Китайского Нового Года
Билеты :
10 HKD (взрослый)
5 HKD (студенты, инвалиды и один сопровождающий, пожилые старше 60 лет)
7 HKD (группы 20 человек и больше)
бесплатно : держателям Museum Pass и Museum Weekly Pass, детям младше 4 лет
бесплатный вход по четвергам

Продолжим наш путь по Шау Кхэй Ваню и заглянем на этого района (Shau Kei Wan Wholesale Fish Market).

Фото. Оптовый рыбный рынок

Оптовый рыбный рынок

Шау Кхэй Вань и сейчас является довольно большим рыбным портом, у стенок которого стоят многочисленные глубоководные траулеры, уходящие в море на неделю и больше. Но сейчас количество рыбы вокруг островов Гонконга значительно уменьшилось из-за бесконтрольного вылова и ухудшения экологии, поэтому рыбаки вынуждены уходить от берега все дальше и дальше вплоть до острова Хайнань и северного Вьетнама.

До самого окончания Второй Мировой гонконгские рыбаки были под постоянным гнетом влиятельных ланей (laan), синдикатов рыбных торговцев, которые контролировали их долги, а значит и диктовали им условия работы. Это позволяло ланям держать искусственно высокую цену на выловленную рыбу, поэтому в то время простые люди не могли позволить себе свежую рыбу и довольствовались сушенной и соленой. Но все таки власть этих синдикатов была сломлена, и свежая рыба стала намного доступнее.

Этот рынок - один из семи оптовых рыбных рынков Гонконга, входящих в Ассоциацию Рыбных Рынков (Fish Market Organization), являясь вторым по размерам после Абердинского. Как и в большинстве подобных мест основная торговля идет по утрам, когда свежая рыба доставляется в магазины и лавки Гонконга.

Фото. Драконовая лодка

Драконовая лодка

На рынок вход свободный, хотя и висит табличка, что вы туда заходите "на свой страх и риск".

После осмотра рынка пройдем по дороге Tam Kung Temple Road (Тхам Кхун Тэмпл Роуд) к храму, в честь которого и названа эта дорога.

(Tam Kung Temple) был построен в 1905 году местными рыбаками, и является старейшим в Гонконге из посвященных Тхам Кхуну. Храму присвоена первая степень по классификации исторических построек Гонконга, в 2002 году он прошел реставрацию под эгидой Китайского Храмового Комитета (Chinese Temples Committee).

Тхам Кхун родился в Хуэйчжоу (Huizhou) провинции Гуандун во времена династии Юань. Уже в 12 лет он обладал сверхъестественной силой управлять ветрами и дождем, а также мог лечить болезни. Его способность предсказывать погоду сделала его популярным среди рыбаков.

Фото. Храм Тхам Кхун

Храм Тхам Кхун

Храм имеет хорошее положение в соответствии с феншуй : море спереди, холмы позади. Считается, что храм стоит в передней части дракона, пульс которого (геомантическая энергия) достигает Коулуна, пересекая залив Виктория.

В храме есть железный колокол, алтарь и каменная табличка времен династии Цин. Также здесь можно увидеть деревянную модель лодки-дракона и джонки.

Кроме Бога Тхам Кхун в храме поклоняются Богу Войны Квань Тхаю (Kwan Tai - God of War), Богу Литературы Мань Чёну (Man Cheong - God of Literature), Богини Милосердия Квунь Юм (Kwun Yum - Goddess of Mercy), Тинь Хау, Богу Медицины Вон Тхай Синю (Wong Tai Sin - God of Medicine), Богу Огня Ва Кхуону (Wah Kwong - God of Fire), Матери Дракона Лун Мо (Lung Mo), Богам Пяти Удач Ын Тхунам (Ng Tung - Gods of Five Lucks) и женскому божеству Кхам Фа (Kam Fa).

Фестиваль Тхам Кхуна отмечают 8 дня четвертого лунного месяца. В наши дни в этот день проходит праздничная процессия.

Фото. Храм Тхам Кхун

Храм Тхам Кхун

Время работы :
08:00 - 17:00

На этом экскурсия по Шау Кхэй Ваню закончена.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Станция метро "Shaukeiwan Station" - 22°16,645'N, 114°10,381'E
  2. Трамвайный терминал - 22°16,659'N, 114°13,808'E
  3. Храм Бога Города - 22°16,667'N, 114°13,837'E
  4. Рынок Шау Кхэй Вань - 22°16,681'N, 114°13,837'E
  5. Храм Тинь Хау - 22°16,803'N, 114°13,838'E
  6. Столетнее фиговое дерево - 22°16,854'N, 114°13,845'E
  7. Церковь Цун Цинь - 22°16,886'N, 114°13,880'E
  8. Храм Юк Вон - 22°16,931'N, 114°13,996'E
  9. Гонконгский Музей Береговой Охраны (кассы) - 22°16,960'N, 114°14,073'E
  10. Оптовый рыбный рынок - 22°16,999'N, 114°13,979'E
  11. Храм Тхам Кхун - 22°16,948'N, 114°13,843'E