Пик Виктория

Фото. Башня на Пике (Peak Tower)

Пик Виктория (Victoria Peak) - это самая высокая точка острова Гонконг, его высота 552 метра. Главная причина, по которой первые колонисты стали селиться на его склонах, это температура на несколько градусов ниже, чем внизу. В эпоху, когда европейцев нельзя было увидеть без накрахмаленного воротничка или кринолина, даже эти несколько градусов играли большую роль в жарком и влажном климате острова. Так Гонконг присоединился к другим тропическим колониям Британии, обзаведясь собственной "горной деревней" (hill station) над городом, где богатые жители строили свои усадьбы и виллы.

В 1868 году для губернатора Сера Ричарда Макдонела (Richard MacDonnell) на Пике была построена резиденция, дома которой он причудливо назвал "Орлиное Гнездо" и "Руки Остина". Вскоре и другие зажиточные жители Гонконга последовали его примеру. Дабы исключить проникновения сюда чумы, холеры и других болезней, которые тогда ассоциировались с китайским населением колонии, был издан закон, Peak Reservation Ordinance. Он действовал с 1904 по 1930 год и определял Пик, как место проживания только европейских жителей города.

Фото. Табличка на Каменном Доме

Табличка на Каменном Доме

В то время, чтобы спуститься или подняться к своим домам, они использовали паланкины, которые несли их персональные носильщики. И это сильно тормозило развитие Пика, пока в 1888 году Александр Финдли Смит, работавший на компанию Scotland's Highland Railway, не построил фуникулер, соединивший юг Бараков Мари с Распадком Виктории на Пике. Мистер Финдли надеялся, что эта линия увеличит поток клиентов к старому отелю Peak Hotel, построенному 15 лет ранее на земле, которой он владел. К несчастью, этот отель сгорел в 1938 году.

Что касается микроклимата и пейзажей - все это имеется в наличии и сейчас, и вы можете подышать таким же утонченным воздухом, как те представители высшего общества, которые здесь когда-то жили. Вот, как описывала свое восхождение на Пик Флора Шо (Flora Shaw), жена губернатора Сера Фредерика Лугарда (Frederick Lugard), а также, по совместительству, редактор колониального отдела The Times : "По прежнему вокруг много паланкинов и носильщиков в пурпурной униформе, которые несли нас наверх вдоль каменистых, местами в цветах, склонов холмов сквозь чистый воздух, который становился холоднее с каждым моментом. Наконец, мы оказались в красивом английском саду с подстриженной лужайкой, теннисным кортом и цветущими кустарниками. Нас высадили у лестницы, ведущей к каменному крыльцу прохладного деревянного зала, где слуги, выстроившись по обе стороны, ждали своих новых хозяев".

Фото. Спуск в Сад Пика Виктория

Спуск в Сад Пика Виктория

Хотя нужно отметить, что муж Леди Флоры не всегда разделял ее восторженных настроений. Летом 1909 года, особенно жаркого и влажного, он жаловался в одном из своих писем : "Здесь отвратительно сыро, хуже, чем в Нигерии в сезон дождей. Конверты склеились, простыни липкие, а сигары словно кусочки губки".

МАРШРУТ ПО ПИКУ

В наши дни Пик Виктория вместе с фуникулером является одной из главных достопримечательностей Гонконга - в год его посещают около 7 миллионов туристов. В этой экскурсии мы также поднимемся на Пик, обойдем его вокруг по Лугард Роуд, посетим место расположение Горной Виллы и пешком спустимся в город. Конечно вы можете варьировать маршрут в зависимости от наличия времени, сил и желания. Обратите внимание, слева от текста стоят цифры : по ним вы сможете найти описываемую достопримечательность на карте района (по цифрам можно кликать).

Наш маршрут начнется с нижней станции (Peak Tram). Данный вид транспорта является фуникулером и сейчас принадлежит компании Hongkong and Shanghai Hotels Group, которая также владеет знаменитым отелем The Peninsula в Коулуне. Линия имеет протяженность 1365 метров, поднимаясь на высоту 400 метров с максимальным уклоном в 27 градусов. Peak Tram использует двухрельсовую систему путей с одним разъездом, колея - "русская" (russian gauge) - 1520 мм, хотя впервые появилась в Англии в 1748 году.

Фото. Трамвай на Пик

Трамвай на Пик

Линия имеет шесть станций, из которых промежуточные четыре - остановки по требованию. Хотя это и фуникулер, его все-таки называют трамваем, поскольку маршрут меняет свой уклон по мере движения, а форма вагонов специально не "скособочена", как, например, у Владивостокского фуникулера, поэтому на больших уклонах пассажиры заваливаются на сиденья, а стоять очень сложно.

Расскажем историю гонконгского фуникулера. К 1883 году население Гонконга достигло 173 тысяч человек, но только 30-40 семей называли Пик своим домом. И хотя Peak Hotel открылся в 1873 году и привлекал определенную клиентуру, попасть сюда можно было только пешком, либо на паланкинах. В мае 1881 года шотландец Александр Финдли Смит (Alexander Findlay Smith) разработал план по ускорению развития поселений на холмистых районах, представив новую трамвайную систему, которая должна была соединить Бараки Мари (Murray Barracks) с Распадком Виктории (Victoria Gap) на Пике.

Необходимые согласования заняли два года, и в 1882 году появилась компания Hong Kong High Level Tramways Company. Но мистер Финдли не торопился с реализацией проекта : он много путешествовал по Европе и Америке, изучая практически все существующие тогда методы работы железных дорог на крутых уклонах, и вернулся в Гонконг с полной уверенностью в осуществимости своих идей. Само строительство началось в сентябре 1885 года, а 30 мая 1888 года Peak Tram вступил в строй, став первым фуникулером в Азии.

Фото. Трамвай на Пик

Трамвай на Пик

Первые вагоны были сделаны из лакированного дерева с открытыми рядами скамеек спереди и сзади и с закрытым отделением посредине. Каждый вагон был рассчитан на 30 пассажиров трех классов с центральным отделением для первого класса, в котором с 1888 года по 1949 на спинках первых двух сидений была закреплена бронзовая табличка с надписью : "Эти места предназначены для Его Превосходительства Губернатора". Их нельзя было занимать, пока до отправления не оставалось менее 2 минут.

В то время стоимость проезда до Пика составляла для пассажиров 1-го класса 30 центов, 2-го класса - 20 и 3-го класса 10 центов. Обратный путь стоил в два раза меньше. Первый класс - это британские колониальные чиновники и жители Пика Виктория, второй класс - британские военные и полицейские, а третий класс - все остальные и животные. В первый год работы фуникулер перевез 150000 пассажиров.

Изначально Peak Tram работал на паровой тяге, которая была заменена на электрическую в 1926 году, а вместимость вагонов увеличилась до 52 мест. Систему контролировал один оператор, находившийся в машинном отделении перед двумя тяговыми барабанами. В основе управления фуникулером лежала тесная связь между тормозным кондуктором в вагоне и оператором, который регулировал скорость наматывания и разматывания полуторакилометрового троса на лебедки, ориентируясь на сигналы колокола, посылаемые из трамвая кондуктором. Система работала безупречно.

Фото. Машинное отделение

Машинное отделение

11 декабря 1941 года машинное отделение трамвая было повреждено во время боя, и при оккупации он не действовал. В Рождество 1945 года фуникулер возобновил свою работу, хотя часть японского снаряда так и осталась лежать под плитой основания двух тяговых лебедок. В 1948 году здесь появились новые цельнометаллические вагоны на 62 места.

В 1950-х Peak Tram попал в голливудский фильм Солдат Удачи (Soldier of Fortune) с Кларком Гейблом в главной роли : первая и финальная сцены были сняты внутри трамвая.

В 1959 году вагоны были заменены на полностью закрытые цельнометаллические алюминиевые на 72 места. В 1988 году в честь столетия фуникулера Гонконгская Почта выпустила памятные марки, а в 1989 году была проведена полная модернизация с установкой микропроцессорной системы управления. 20 сентября 1989 года губернатор Сер Дэвид Уилсон (David Wilson) официально открыл фуникулер после капремонта.

Фото. Мост над Kennedy Road

Мост над Kennedy Road

В наши дни гонконгский фуникулер поднимается и спускается по тем же оригинальным рельсам, что и в 1888 году. Наибольшая скорость - 6 метров в секунду (21,5 км/час). Максимальное внимание уделено тормозному устройству : трамвай оборудован тремя независимыми системами : основной, служебной и аварийной. Основная система контролируется компьютером и обеспечивает плавное торможение на остановках. В служебной используются тормоза с постоянным тормозным усилием, их применяют при выходе из строя основной системы или когда она запаздывает со срабатыванием. Аварийная тормозная система позволяет остановить фуникулер максимально быстро : она вступает в действие при превышении скорости вагона на 15 процентов или при ослаблении тягового каната.

Для привода вагонов используются два стальных троса диаметром 44 мм, которые способны выдержать нагрузку в 139 тонн. Самый крутой участок пути, где он пересекает Мей Роуд (May Road), имеет уклон 27 градусов, а его общая длина составляет 1365 метров, которые он преодолевает приблизительно за 7 минут. Вместимость вагона составляет 120 мест : 95 сидячих и 25 стоячих (для удобства последних пол сделан волнистым). Каждый день два вагона совершают более 90 поездок.

Самая последняя модернизация Peak Tram была инициирована в середине 1986 года, когда был объявлен конкурс на проект увеличения его пропускной способности с 560 до 1400 пассажиров в час, а также модернизацию системы управления и безопасности. 18 мая 1988 года конкурс выиграла швейцарская компания Von Roll Transport System. Для проведения работ фуникулер был остановлен с 20 июня 1989 года до 5 августа 1989 года.

Фото. Уклон

Уклон

В сентябре 2007 года на нижней станции была открыта Историческая Галерея (Peak Tram Historical Gallery). Этот небольшой музей, выполненный в виде туннеля времени, поделен на 15 зон, рассказывающих об истории фуникулера на протяжении XIX и XX века. Здесь представлены более 200 экспонатов, среди которых стоит отметить воссозданное электрическое машинное отделение первого поколения трамваев, которое заменило паровое в 1926 году. Тогда это было очень смелой инвестицией, так как многие не верили, что трамвай выдержит конкуренцию с автотранспортом после открытия в 1924 году Старой Дороги на Пик (Old Peak Road). Однако компания Peak Tramways Company была уверена, что потребность в фуникулере сохранится. Еще одним экспонатом музея является копия первого вагона, четырехосного вагона типа "California" на 30 мест.

Одна из секций этого музея - офис персонала фуникулера, где представлены форма кондуктора, компостер, билетный пенал и, собственно, билеты. Что касается билетов, то с самых первых своих дней Hong Kong High Level Tramway использовала систему, известную по имени компании Bell Punch Company Limited. Она была основана в Лондоне в 1878 году, получила патентные права на ручной компостер (bell punch) от американцев, который к тому времени уже применялся в Лондоне, а также в других транспортных фирмах Глазго и Ливерпуле.

Появившись в Гонконге, компостер был переделан из круглого в квадратный, от чего получил название "коробка" или "компостер на грудь". Эта идея пришлась по душе гонконгским кондукторам, так как такой компостер можно было прицепить на ремешок и носить на груди, тем самым освобождая руки для отпуска билетов и возвращения сдачи. Но главное осталось : как говорит его название (bell - колокол) он все так же издавал радостный звон, когда пробивал билеты.

Фото. Трамвай на Пик

Трамвай на Пик

В начале каждой смены кондуктору выдавали деревянный пенал, заполненный билетами, уложенными в пачки по номиналу. В 1888 году стоимость проезда до Пика в первом классе составляла 30 центов, к 1945 году цена поднялась до 60 центов, а за провоз одной собаки стали брать 10 центов.

В 2013 году в Гонконгском Университете были проведены исследования, которые показали, что пассажиры фуникулера во время поездки испытывают яркую визуальную иллюзию : им кажется, что многоэтажки за окном трамвая падают по направлению к Пику. Эта иллюзия возникает из-за изменения субъективной вертикали, вызванной визуальным наклоном окружения и положения тела пассажира внутри вагона.

Время работы :
07:00 - 24:00
Частота движения :
10 - 15 минут
Стоимость билетов :
взрослый в одну сторону - 28 HK$ , туда и обратно - 45 HK$
детский (3 - 11 лет) и пассажиров старше 65 лет - 18 HK$ , туда и обратно - 11 HK$
Стоимость проезда и посещения смотровой площадки Sky Terrace 428 (Peak Tram Sky Pass) :
взрослый в одну сторону - 83 HK$ , туда и обратно - 71 HK$
детский (3 - 11 лет) и пассажиров старше 65 лет - 40 HK$ , туда и обратно - 33 HK$
Сайт :
www.thepeak.com.hk

Peak Tram поднимет нас до верхней станции, которая расположена в основании так называемой (Peak Tower). Эта башня - торгово-развлекательный комплекс, которым, как и трамваем, владеет Hong Kong and Shanghai Hotels. Главным пунктом посещения для всех туристов, приезжающих в Гонконг, является смотровая площадка Sky Terrace 428.

Фото. Башня на Пике (Peak Tower)

Башня на Пике (Peak Tower)

Сегодняшняя Башня - это уже второе поколение. Необходимость в строительстве первой возникло в 1960-х годах, когда растущее число посетителей потребовало создания удобной смотровой площадки. Ее строительство началось в 1961 году, а открытие состоялось 29 августа 1969 года. В то время на вернем этаже располагался ресторан Tower Restaurant, а этажом ниже - Peak Coffee Shop. Сама Peak Tower расположена ниже вершины, с верхней кромкой на высоте 428 метров (от сюда и название смотровой площадки).

Первая башня была снесена в 1993 году, в этом же году заложили новую, проект которой разработал британский архитектор Терри Фаррелл (Terry Farrell). Строительство новой семиэтажной Peak Tower завершилось в 1997 году.

В 2005-2006 годах здание прошло модернизацию стоимостью 100 миллионов HK$ : нижнюю часть отделали стеклом, пространство под магазины увеличили, а эскалаторы перенесли в другое место. Сейчас у башни 8 этажей, а смотровая площадка переместилась на самый верх здания.

Фото. Башня на Пике (Peak Tower)

Башня на Пике (Peak Tower)

Время работы Sky Terrace 428 :
10:00 - 23:00 (понедельник - пятница)
08:00 - 23:00 (суббота, воскресенье и праздники)
Стоимость билетов :
взрослый - 48 HK$
детский (3 - 11 лет) и старше 65 лет - 24 HK$
вы можете купить билет Peak Tram Sky Pass, в стоимость которого кроме смотровой площадки входит и фуникулер.
Телефон :
(852) 2849 0668
Факс :
(852) 2849 6237
E-mail :
info@thepeak.com.hk
Сайт :
www.thepeak.com.hk

Пока вы не покинули Башню, стоит заглянуть в знаменитый (Madame Tussauds Hong Kong), где представлены более 100 фигур местных и мировых знаменитостей.

Фото. Восковая Леди Гага

Восковая Леди Гага

Время работы :
10:00 - 22:00
Стоимость билетов :
взрослый - 255 HK$ (on-line 150 HK$)
детский (4 - 12 лет) - 185 HK$ (on-line 110 HK$)
для пожилых (старше 65 лет) - 185 HK$ (on-line 110 HK$)
Цены на билеты в этот музей постоянно меняются, к тому же есть очень много различных скидочных предложений. Обязательно зайдите на сайт музея за последней информацией.
Адрес :
Shop P101, The Peak Tower, 128 Peak Road, The Peak, Hong Kong
Телефон :
(852) 2849 6966
E-mail :
info@madame-tussauds.com.hk
Сайт :
www.madametussauds.com/hongkong

Прежде, чем идти дальше, пройдем к небольшой смотровой площадке, получившей название (Lions View Point Pavilion), от куда открывается неплохой вид на город. Павильон был построен на пожертвования одноименного клуба Lions Club of Tai Ping Shan, подразделения Lions Clubs International.

Фото. Павильон Львов

Павильон Львов

Эта организация была создана 7 июня 1917 года в Соединенных Штатах Мелвином Джонсом (Melvin Jones) с идеей направить талант и способности успешных в бизнесе и карьере людей не только на улучшение своего благосостояния, но и на помощь своим местным общинам. И хотя цели этого клуба самые благие, многие ставят его в один ряд с масонами, например, скандально известный протодиакон Андрей Кураев в своих лекциях неоднократно утверждал, что Lions и Ротари клубы являются открытой вербовочной площадкой для масонских организаций.

Не будем увлекаться "теорией заговора" и перейдем к следующей достопримечательности маршрута, еще одному торгово-развлекательному центру , который также включает автобусный терминал. Когда-то на этом месте стоял среднего размера жилой блок для иностранных служащих, Peak Mansions. Во время Битвы за Гонконг здесь располагался штаб Добровольческого Корпуса (Hong Kong Volunteer Defence Corps), поэтому он сильно пострадал от обстрелов. После войны его отремонтировали, и он продолжил выполнять функции правительственных квартир, пока его не снесли в в начале 1989 года для строительства Peak Galleria.

На третьем уровне комплекса есть бесплатная смотровая площадка.

Фото. Peak Galleria

Peak Galleria

Время работы :
10:00 - 22:00
Адрес :
118 Peak Road, The Peak, Hong Kong
Телефон :
(852) 2849 4113
E-mail :
thepeakgalleria@hanglung.com
Сайт :
www.thepeakgalleria.com

Через дорогу от Peak Galleria стоит . Свою историю это место начинает в 1888 году, как база отдыха и мастерская для британских инженеров, которые строили фуникулер. В 1901 году его передали правительству, переделав в станцию для хранения паланкинов и отдыха носильщиков. В 1902 году, по сообщениям репортеров, перестройка была закончена : "здание поделено на две части, одна из которых для размещения государственных паланкинов, а другая для частных. При чем первая секция полностью закрытая, со скользящими дверьми вдоль фасада, а другая открыта спереди."

В 1923 году станцию открыли для публики, когда носильщикам разрешили обслуживать туристов на Пике. Во время оккупации здесь находилась японская военная полиция. История этого места в качестве кафе началась в 1947 году, когда его превратили в ресторанчик на открытом воздухе. Растущая популярность Пика привела к появлению в 1973 году идей по сносу здания и строительству на его месте автомобильной парковки, но протесты общественности и последовавшие петиции привели к свертыванию этих планов.

Фото. Peak Cafe / Peak Lookout

Peak Cafe / Peak Lookout

В 1981 году Old Peak Café получило статус исторического здания второй степени. В том же году компания Freedragon Ltd. выиграла контракт на его аренду. В 1989 году, когда срок договора истек, кафе было обновлено и переименовано в Peak Lookout, а новый контракт был заключен с компанией Epicurean Management Ltd. Последний ремонт здесь прошел в октябре 2012 года.

Обратите внимание на двухэтажное здание рядом с кафе через две дороги по адресу 1 Lugard Road. Оно было построено в 1927 году Peak Tramways Co. Ltd., как . Второй этаж был добавлен в 1953 году для квартиры генерального управляющего компании. Это здание и сейчас принадлежит Peak Tramways Company. В 2010 году ему присвоили 3 степень по классификации исторических построек Гонконга.

Если у вас мало времени, то на этом посещение Пика можно и закончить, спустившись на фуникулере в город. Если же у вас есть лишние пара часов, то можно прогуляться вокруг Пика Виктории, затем поднявшись на него.

Фото. Бывшая трамвайная мастерская

Бывшая трамвайная мастерская

Наш путь вокруг Пика начнется от старой трамвайной мастерской по улице Лугард Роуд (Lugard Road), которая является одной из самых красивых дорог для прогулок уже для нескольких поколений гонконгцев. Эта дорога, соединяясь с Халек Роуд (Harlech Road), образует кольцо вокруг Пика. Хотя Лугард Роуд порядочно и заросла различной растительностью, о которой вам поведают стенды Тропы Деревьев (Native Tree Walk), не думайте, что кроме них вы ничего не увидите, - практически через каждые 50 метров будут прогалы, через которые открываются великолепные виды на Гонконг и близлежащие острова.

Эта улица в самой узкой своей части имеет ширину всего 2 метра, но при этом не является полностью пешеходной. Только очень небольшому числу автомобилей разрешено по ней передвигаться, в основном для доступа к своим домам. Более того, ограничено даже количество проездов в сутки для владельцев такой недвижимости.

Строительство Лугард Роуд началось в 1913 году и, не смотря на множество трудностей, вызванных сложным рельефом, закончилось в марте 1921 года. Фактически эта дорога представляет собой мост, возведенный на бетонных опорах. До Второй Мировой ее называли "величайшим строительством, демонстрирующим победу человека над природой". В то время сюда провели электричество и установили пять фонарей, а также бетонные скамейки, некоторые из которых сохранились до сих пор.

Фото. Лугард Роуд

Лугард Роуд

До войны эта улица даже попала в список Восьми Красивейших Мест (Eight Great Sceneries) под названием Волшебный Мост в Тумане (Fairy Bridge Locked by the Fog). Пик Виктория, являясь самой высокой точкой острова, очень часто находится в тумане, который постоянно меняет свою плотность, благодаря чему дорога то исчезает, то появляется вновь, как в сказке. От сюда и название.

Эта улица, как и многие другие в Гонконге, напоминающих о губернаторах, колониальных секретарях и генералах, не стала исключением и была названа в честь Сера Фредерика Лугарда (Frederick Lugard), губернатора с 1907 по 1912 год. Гонконг был дальневосточным перерывом в его карьере, направленной на Африканский континент, где, например, его помнят за создание государства Нигерия. Вместе со своей женой, журналисткой Флорой Шо (Flora Shaw), Лугард приложил немало усилий для основания Гонконгского Университета.

Пройдя ровно 500 метров от бывшей трамвайной мастерской, вы увидите столбик с табличкой и надписью Distance Post и номером H001. Это знак начала (Hong Kong Trail), которую открыли в 1985 году для любителей пешего туризма (хайкинга). Ее общая длина 50 километров, она проходит через 5 парков, начинаясь от Пика Виктория и заканчиваясь у Залива Больших Волн (Big Wave Bay).

Фото. Distance Post

Distance Post

Табличка, перед которой вы стоите, одна из 100, установленных на тропе через каждые 500 метров под номерами от 001 до 100. В случае каких-либо экстренных проблем вы можете сообщить спасателям номер ближайшего столбика, чтобы вас могли быстро найти и оказать помощь. Также по тропе установлены большие стенды с подробной картой местности, где отмечено ваше местоположение, нанесена сама тропа, длина текущего участка (всего их 8) и приблизительное время на его преодоление.

Обратите внимание, по дороге встречаются столбики с номером H000 - это информационные таблички с объяснением их предназначения.

Несмотря на престижность района Лугард Роуд, построек здесь относительно немного, так как малая проходимость улицы для автотранспорта делает такие дома недоступными. Тем не менее в 2013 году было выдано разрешение на переоборудование одного из особняков по в бутик-отель.

Фото. Нет строительству бутик-отеля

Нет строительству бутик-отеля

Этот двухэтажный особняк - старейшее строение на этой улице, он был спроектирован компанией Palmer and Turner и построен в 1914 году. Автором проекта был архитектор компании Ленокс Годфри Бёд (Lennox Godfrey Bird), а владельцем виллы стал его брат. В 1930 году особняк продали Taikoo Dockyard & Engineering Co. для проживания ее персонала, а Butterfield & Swire, приемник Taikoo Dockyard, превратил дом в столовую. В сентябре 2013 года ему присвоили 2 степень по классификации исторических построек Гонконга.

Еще раньше в 2012 году эта собственность была куплена за 384 миллионов HK$ компанией Ashley Pacific, которая также владеет Butterfly Hotel и Serviced Apartment Group. Новый владелец подал заявление в Департамент Городского Планирования (Town Planning Board) на переделку особняка в дорогой бутик-отель. Несмотря на протесты местных активистов и историческую значимость здания, план был одобрен. Будучи в Гонконге в 2015 году, автор стал свидетелем отголосков этой борьбы : ограда вдоль Лугард Роуд в районе дома 27 была увешена плакатами и подписными листами, призывающими не допустить строительство отеля.

Мы же пойдем дальше по дороге, наслаждаясь красивыми видами города, пока не подойдем к дереву, не заметить которое просто не возможно - его воздушные корни словно мост перекрывают всю Лугард Роуд. Это так называемое (India Rubber Tree). Как говорит название, оно произошло из Индии, кроме того, его можно найти в Малайзии и Индонезии. В Гонконг его завезли, как декоративное растение и для создания тени. Каждая часть этого дерева содержит тягучий белый сок, который используется для производства резины. Индийские каучуковые деревья жизнестойки и растут быстро, достигая в высоту 15 метров, но так как в Гонконге нет подходящих опыляющих насекомых, местные представители этого вида не плодоносят.

Фото. Индийское каучуковое дерево

Индийское каучуковое дерево

Как и китайские баньяны эти деревья имеют воздушные корни, которые впитывают воду и питательные вещества из воздуха, а достигая земли прорастают и становятся обычными корнями, поддерживающими все растение. Чем влажней окружение, а на Пике повышенная влажность, тем больше воздушных корней.

Пройдем еще дальше по Лугард Роуд (Lugard Road), пока она не соединится с улицами Халек Роуд (Harlech Road) и Хаттон Роуд (Hatton Road). Здесь находится небольшая площадка для занятий спортом, павильон, а также редкий в этих краях общественный туалет. Трудно поверить, но когда-то это место считалось расположенным достаточно далеко от жилых домов, поэтому в 1920-х годах здесь было оборудовано небольшое (rifle butts), мишени которого стояли на склонах Западной Высоты (High West). После Второй Мировой стрельбище закрыли.

Фото. Бывшее стрельбище

Бывшее стрельбище

Кроме этого, здесь когда-то был установлен памятный камень с надписью в честь солдат Мидлсекского Полка (Middlesex Regiment), которые погибли по пути в Гонконг в 1917 году, когда их корабль Тиндарей (Tyndareus) подорвался на немецкой мине. Но в 1993 году этот памятный знак загадочно исчез. После нескольких гневных писем в газеты от местных защитников старины выяснилось, что камень забрали представители британской армии в преддверии передачи 1997 года. Сейчас он находится в Национальном Военном Музее в Челси (National Army Museum in Chelsea). При этом оказалось (очевидно после дополнительных исторических исследований), что потерь на Тиндарее не было вообще.

Далее нам надо найти вход на Тропу Губернатора (Governor's Walk), которая приведет нас к следующей достопримечательности маршрута, (Mountain Lodge). Хотя на самом деле от нее остались только домик привратника и подпорная стена, на которой сейчас стоит павильон.

История Горной Виллы начинается в 1862 году с маленького госпиталя. В то время британцы уже имели опыт строительства горных военных госпиталей в своих тропических и суб-тропических колониях : Пинане, Сингапуре и Мадейре. Военное Министерство даже выпустило циркуляр, указывавшего, что строительство подобного санатория в Гонконге сэкономит средства на эвакуацию больных солдат в Макао и другие места. Но по непонятным причинам это лечебница имела обратный эффект на здоровье пациентов, место объявили болезненным и забросили.

Фото. Вход на Тропу Губернатора

Вход на Тропу Губернатора

В 1867 году губернатор Сер Ричард Макдонел (Richard MacDonnell) купил эту заброшенную собственность у военного министерства за несколько тысяч долларов и переделал в трехкомнатный загородный дом. Но он долго не простоял - его снесло тайфуном в том же году.

Весной 1868 года Гонконгский Исполнительный Совет (Hong Kong Executive Council) одобрил выделение 9000 долларов на строительство "горной станции" (hill station), которая должна была служить местом официальных заседаний во время жарких летних месяцев. Названная Горной Виллой, она была построена на месте разрушенного дома Сера Ричарда. Саму виллу спроектировал Мурсом (L.H. Moorsom), главный геодезист, который сменил Чарльза Джорджа Клевэли, построившего Правительственный Дом. В 1874 году, при губернаторе Сере Артуре Кеннеди (Arthur Kennedy), особняк расширили, пристроив две ванные комнаты, гостиную, кухню и помещения для слуг, что обошлось еще в 9000 долларов.

Самым знаменательным событием в истории первой Горной Виллы стал прием в честь двух малолетних принцев Альберта и Георга (будущего Короля Георга V), данный губернатором Сером Джоном Поп-Хеннесси (John Pope-Hennessy). Перед Рождеством 1881 года корабль королевских ВМС HMS Bacchante прибыл в Гонконг с двумя принцами на борту, которые были там в качестве гардемаринов.

Фото. Павильон на месте бывшей Горной Виллы

Павильон на месте бывшей Горной Виллы

30 декабря 1881 года Альберт и Георг совершали последние визиты, перед тем, как покинуть остров. В том числе они посетили Горную Виллу, чтобы насладиться панорамными видами Гонконга, гавани Виктории и острова Коулун, который в то время еще был китайской территорией. Все, что они увидели, было записано в их дневники :

"Глядя на восток вдоль гребня от Пика Виктория до Горы Гаф (Gough), мы были сильно удивлены, обнаружив, как много здесь домов торговцев, мы насчитали более 50, каждый с кортом для тенниса и рэкетса. Все это было построено там наверху на месте, что короткое время назад было заброшенным холмом с кустами и вереском. Теперь там прекрасные дороги, телефонная связь с городом внизу, и они говорят о строительстве фуникулера. Внешний вид холма был полностью изменен, всеми этими посадками, выравниваниями, и наполнениями землей и дерном. Сейчас здесь практически второй город".

Летом 1888 года во время правления Сера Уильяма Дас Вою (William Des Voeux) в особняке завелись термиты, его забросили и больше не использовали. В январе 1892 года главный инспектор Фрэнсис Купер (Francis Cooper) докладывал, что "нынешнее состояние Горной Виллы неудовлетворительное" и она "разрушена и практически непригодна для проживания". Для ее временной замены на летний период была арендована недвижимость на Пике, называемая "Cliffs".

Фото. Вид с места бывшей Горной Виллы

Вид с места бывшей Горной Виллы

В ноябре 1892 года губернатор Робинсон (Robinson) отправил колониальному секретарю Маркизу Рипону (Marquis of Ripon) проект новой Горной Виллы, разработанный Купером, который стал директором Общественных Работ. В его плане было строительство двухэтажного здания стоимостью 62000 долларов. Ответ секретаря пришел в начале 1893 года, где указывалось на чрезмерную смету работ, и Робинсон получил приказ пересмотреть план. В любом случае в это время произошло много событий, которые отложили строительство Виллы : чума, Китайско-Японская Война, смерть Леди Робинсон. Дом был оставлен на съедение термитам, и в итоге его снесли в 1897 году.

В марте 1899 года при губернаторе Сере Генри Блейке (Henry Blake) вопрос о строительстве летней резиденции был поднят вновь. Блейк доложил колониальному секретарю Джозефу Чемберлену (Joseph Chamberlain), что сейчас колония имеет достаточно финансовых средств для осуществления проекта, и приготовления на месте строительства уже идут. Однако Блейку не понравился проект Купера, и он нанял архитекторов из компании Palmer and Turner разработать новый.

В 1900 году контракт в 97000 долларов на строительство Виллы по проекту Palmer and Turner выиграла строительная фирма Sang Lee, которая в 1929 году перестраивала Бальный Зал в Правительственном Доме, а в 1942-ом была привлечена японскими оккупационными властями для его переделки. В местной газете Colonial Reports за 1902 год можно прочитать : "Строительство новой резиденции губернатора была завершена в июне, и она была заселена сразу после этого. Здание большое и прочное и стоит около самой высокой точки острова".

Фото. Столбик, отмечавший границы Горной Виллы

Столбик, отмечавший границы Горной Виллы

Однако в 1908 году компания Hong Kong Electric установила в Правительственном Доме 42 электрических вентилятора, тем самым умалив главную функцию Горной Виллы, быть прохладным летним убежищем. Но не смотря на эти технические инновации, губернатор Сер Френсис Мей (Francis May) с семьей продолжал жить на Пике. Во время его правления, которое совпало с Первой Мировой Войной, сюда приглашали военных из частей, стоявших в Гонконге. На одной из фотографий октября 1916 года можно увидеть чайный прием для солдат подразделения 4-ой Королевской Шропширской Легкой Пехоты.

Во времена администрации Сера Реджинальда Стаббса (Reginald Stubbs) он посчитал вентиляторы в Правительственном Доме настолько эффективными, что решил не беспокоить себя проживанием в Горной Вилле, тем более, что прямой дороги для автотранспорта так и не было, и довольно длинный путь от Домика Привратника до Виллы приходилось проделывать на паланкине.

Термиты стали главной проблемой и для второй Горной Виллы : требовался ремонт и специальная обработка. С 1928 по 1932 годы на обслуживание владения было потрачено около 35000 долларов.

Фото. Подпорная стена Горной Виллы

Подпорная стена Горной Виллы

Со времен правления губернатора Сера Вильяма Пила (William Peel) до начала Второй Мировой Войны Горная Вилла практически не использовалась, а в годы оккупации без ремонта ее состояние только ухудшилось. В 1946 году, после возвращения к управлению, губернатор Сер Марк Янг (Mark Young) по совету Департамента Общественных Работ решил снести вторую Горную Виллу. Сейчас от нее остался только Домик Привратника и подпорная стена, на которой стоит павильон. Столбы, отмечавшие границы имения, сейчас перенесены поближе к смотровой площадке. На них можно прочитать "Governor's Residence".

В наше время большая часть территории бывшей Горной Виллы превращена в парк : (Victoria Peak Garden), по которому мы пройдем в направлении Домика Привратника. Кстати, это один из немногих парков в Гонконге, где разрешен выгул собак.

Когда-то министр иностранных дел лорд Палмерстон (Palmerston) сделал знаменитое замечание о том, что Гонконг это "бесплодный остров с едва ли одним домом на нем". Это в полной мере относилось и к Пику - на его первых фотографиях, датируемых серединой XIX века, пустынные склоны, скалы, валуны и немного травы.

Фото. Сад Пика Виктория

Сад Пика Виктория

Но уже в 1856 году было принято решение об основании ботанического сада, а его первым суперинтендантом в 1871 году назначили Чарльза Форда (Charles Ford). Форд был заядлым ботаником и сумел наладить обмен семенами и растениями между другими ботаническими садами по всему миру, благодаря чему собрал внушительный гербарий в более 40000 видов, который сейчас хранится в Департаменте Сельского Хозяйства, Рыболовства и Сохранения (Agriculture, Fisheries and Conservation Department). В своем ежегодном докладе в 1883 году Форд благодарил за помощь коллег из Австралии, Японии, Сингапура, Тринидада, Индии, Германии, Тайваня, Англии и Кантона.

Возможно самым большим достижением Чарльза Форда стала реализация крупномасштабного проекта посадки лесов, влияние которого вышло далеко за границы ботанического сада. В течении 1870-х годов его персоналом было высажено 80 миллионов деревьев в Гонконге, Коулуне и на Лантау. Эта работа имела две главные цели : во-первых, это было необходимо для укрепления пустынных склонов холмов, чтобы предотвратить эрозию почвы, которая отрицательно влияла на водохранилища, построенные для водоснабжения города. Во-вторых, Форд верил, что при правильном подборе видов для посадки в будущем можно наладить лесопереработку в промышленных масштабах. Он и его коллеги провели множество экспериментов с различными видами деревьев, с целью определить те, которые лучше всего адаптируются к местным почвам и климату. И хотя деревообработка не заладилась, Пик покрылся густым лесным покровом.

Фото. Сад Пика Виктория

Сад Пика Виктория

К сожалению, большинство этих деревьев было потеряно во время Второй Мировой, когда они пошли на дрова. Однако послевоенные усилия по лесовозобновлению позволили восстановить тот здоровый лес, который мы видим сейчас.

В послевоенные годы природа Пика была защищена путем создания трех парков : Абердинского (1977), Покфулам (1979) и Лунфушань (Lung Fu Shan 1998). 3,5 километровая тропа вокруг Пика, по которой мы недавно шли (Лугард Роуд и часть Халек Роуд), являются верхними границами этих парков.

На Пике Виктория, кроме пейзажей и красивых видов, в глаза бросается целый ассортимент радиопередающих вышек. Хотя они и не красят пейзаж, но напоминают нам о том, что когда-то здесь стояла сигнальная станция для связи с подходящими судами. Фактически, эту роль вышки выполняют и сейчас.

Пройдя по всем трем лужайкам Сада Пика Виктория, мы окажемся у единственной постройки, оставшейся от Горной Виллы - (Gate Lodge). И хотя сама Вилла была построена в стиле шотландских особняков, этот домик выполнен в неоклассическом стиле Ренессанс. В 1995 году его объявили памятником архитектуры.

Фото. Домик Привратника

Домик Привратника

Если время или силы, отведенные вами на эту экскурсию, подошли к концу, вы можете спуститься по улице Маунт Остин Роуд (Mount Austin Road) к станции фуникулера и вернуться обратно в город. Мы же продолжим наш путь.

Далее мы вернемся обратно на Лугард Роуд (Lugard Road) к месту, от куда сошли с нее на Тропу Губернатора (Governor's Walk). От сюда можно совершить небольшое восхождение на (High West). Высота этой горы 494 метра, и хотя она не такая высокая, как Пик Виктория, ее вершина полностью свободна от растительности, что открывает прекрасные панорамные виды на запад и юг острова, а также на Коулун и близлежащие острова.

Фото. Руины Батареи Пайнвуд

Вид с Западной Высоты

Дорожка, ведущая на Западную Высоту, полностью забетонирована, на крутых участках есть ступеньки. На самой вершине кроме тригопункта установлены две карты, поясняющие, что находится вокруг вас.

И снова спустимся на Лугард Роуд. Здесь по указателям найдем Хаттон Роуд (Hatton Road) и пойдем по ней на северо-восток. Через 250 метров вы увидите ответвление от дороги, Фитнес-Тропу Лун Фу Шань (Lung Fu Shan Fitness Trail). Вы можете пойти как по дороге, так и по тропе, обе они приведут нас к следующей достопримечательности, руинам (Pinewood Battery).

К 1898-му году Китай был фактически поделен между великими державами : Новые Территории, Залив Кантон (Canton Bay), Залив Кяочоу (Kiaochow Bay), Вэйхайвэй (Weihaiwei), Порт-Артур и Далянь были "арендованы" разными странами. Чувствуя себя неуютно в атмосфере недоверия среди других империй, особенно по отношению к Франции и России, британцы послали специальную комиссию проверить оборонительные сооружения своей колонии. Ее доклад показал, что в основном оборона адекватна, но желательно построить еще одну батарею.

Фото. Руины Батареи Пайнвуд

Руины Батареи Пайнвуд

Такая батарея должна была стоять на холме высотой 1000 футов над уровнем моря в северо-западном направлении острова Гонконг для усиления обороны на западных подходах к гавани. Местом для нее был выбран склон Пика Виктория, строительство началось в 1901 году и закончилось в 1905, обойдясь казне в 9579 фунтов. Вместе с батареей военные построили и Хаттон Роуд, названной в честь генерал-майора Хаттона (V. Hatton), командующего британскими силами в Гонконге.

Батарея Пайнвуд (Сосновая Батарея) стала самой высокой из всех береговых батарей Гонконга (1009 футов - 307 метров). Она включала два 6-дюймовых орудия Mark VII, которые стреляли 100-фунтовыми снарядами, способными поразить цель на расстоянии 7 миль (12,6 км), что тогда считалось достаточным для зашиты западной гавани. В 1909 году в Гонконг прибыл инспектор Королевской Гарнизонной Артиллерии (Royal Garrison Artillery) генерал-майор Долтан (J.C. Dalton), для которого были организованы учебные стрельбы. Мишень буксировалась на расстоянии 6000 ярдов (5460 метров), и из 11 залпов 7 накрыли цель, что, учитывая плохую погоду, было признано инспектором удовлетворительно.

Однако это длилось не долго. Из-за высокой стоимости береговой обороны и необходимости строительства другой батареи на горе Дэвиса (Davis) комиссия, посланная из Лондона, объявила Батарею Пайнвуд ненужной. Окончательно орудия были демонтированы в 1913 году.

Фото. Место для пикников

Место для пикников

После Первой Мировой Войны с развитием ВВС батарея снова вступила в строй и к 1930-м годам была переоборудована в пост ПВО : на ней установили два 3-х дюймовых зенитных орудия Mark I. Во время японского вторжения в Гонконг в декабре 1941 года Батарея Пайнвуд находилась под постоянным огнем противника. 15 декабря во время воздушного налета одно из орудий получило прямое попадание, а другое было повреждено, к тому же были выведены из строя прибор управления огнём и высотомер. И хотя людские потери были небольшие (один индийский артиллерист был убит, а другой ранен), командование приняло решение оставить батарею и эвакуировать персонал.

После войны батарея снова была заброшена. В то же время общее расположение и ландшафт сохранились довольно неплохо. Сейчас это популярное место для пикников, а также любителей военных игр, типа Зарница. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение места здесь даже вывесили знак, запрещающий использование и ношение оружия любого рода (даже пневматического). Само место получило 2 степень по классификации исторических построек Гонконга. На площадке батареи стоят стенды со старыми фотографиями этого места.

От батареи мы спустимся по Фитнес-Тропе Лун Фу Шань к улице Хаттон Роуд (Hatton Road). Пройдя еще 200 метров от места их пересечения, вы увидите остроконечный столбик с надписью CITY BOUNDARY 1903. Это один из (Boundary Stone of City of Victoria), которыми в начале XX века обозначались границы Города Виктории. Карту расположения остальных маркеров вы можете увидеть на стенде рядом со столбом, а еще один мы встретим во время экскурсии по Козвей Бей.

Фото. Пограничный столб Города Виктория

Пограничный столб Города Виктория

Спустившись по улице Хаттон Роуд на Котевол Роуд (Kotewall Road) к Гонконгскому Университету, обратите внимание на дом №15 по этой улице. Это здание, которое называют (Stone House), было построено в 1923 году и служило гаражом для экипажей, а также было местом проживания семей извозчиков, которые работали на богатые семьи, чьи резиденции располагались на Кондуит Роуд (Conduit Road), Котевол Роуд и По Шань Роуд (Po Shan Road). Это строение - один из ранних примеров применения бетона со стальной арматурой при строительстве в Гонконге.

Фото. Каменный Дом

Каменный Дом

На этом наша экскурсия окончена и вы можете спуститься через Университет к одноименной станции метро.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Нижняя станция трамвая на Пик - 22°16,654'N, 114°09,547'E
  2. Башня на Пике - 22°16,277'N, 114°08,997'E
  3. Павильон Львов - 22°16,254'N, 114°09,056'E
  4. Peak Galleria - 22°16,220'N, 114°08,989'E
  5. Peak Lookout - 22°16,261'N, 114°08,963'E
  6. Peak Tramways Co. Ltd. Office - 22°16,283'N, 114°08,965'E
  7. Distance Post H001 - 22°16,467'N, 114°08,942'E
  8. 27 Lugard Road - 22°16,631'N, 114°08,860'E
  9. Индийское каучуковое дерево - 22°16,532'N, 114°08,491'E
  10. Бывшее стрельбище - 22°16,373'N, 114°08,354'E
  11. Горная Вилла - 22°16,441'N, 114°08,603'E
  12. Сад Пика Виктория - 22°16,451'N, 114°08,690'E
  13. Домика Привратника - 22°16,457'N, 114°08,742'E
  14. Западная Высота - 22°16,339'N, 114°08,178'E
  15. Батарея Пайнвуд - 22°16,669'N, 114°08,165'E
  16. Пограничный столб Города Виктория - 22°16,747'N, 114°08,240'E
  17. Каменный Дом - 22°16,855'N, 114°08,362'E